Введение:
Торговые предприятия, занимающие важное место в экономике любой страны, исполняют функции посредников между производителями товарно-материальных ценностей и их потребителями - юридическими и физическими лицами. Как и все коммерческие предприятия, эти организации стремятся по-лучать максимальную прибыль. Поэтому при их взаимодействии с производи-телями товаров нередко возникают конфликтные ситуации в области перерас-пределения общей прибыли от реализации товарной продукции.
Чтобы выстоять в условиях достаточно жесткой рыночной конкуренции, торговые организации стремятся быть экономически сильными. Источники этой силы:
финансовая мощь и независимость предприятия;
высокий уровень квалификации управляющего звена;
признанный авторитет торговой марки;
крупные информационные ресурсы, обеспечивающие взаимодействие с обширным кругом производителей и потребителей товаров.
Финансовое могущество торговой организации зависит от умелого форми-рования и управления денежными потоками, что предполагает наличие у пред-приятия хорошо отлаженного бухгалтерского учета. Достижение высокого уровня рентабельности торговых операций невозможно без четкого и квалифи-цированного бухгалтерского учета.
В связи с вхождением России в мировой рынок задачи современного бух-галтерского учета на торговых предприятиях еще более осложняются из-за спе-цифических проблем международной торговли, обусловленных:
увеличением времени и расстояния осуществления сделок, что влечет за собой повышение кредитных рисков и сроков исполнения контрактов;
изменением курсов иностранных валют, что приводит к появлению допол-нительного вида коммерческого риска - валютного;
Глава 4:
Эффективное управление современным магазином или предприятием оп-товой торговли предполагает использование автоматизированных систем ком-плексного торгового, складского и бухгалтерского учета. Сегодня это утвер-ждение уже не требует развернутых доказательств - руководители торговых предприятий голосуют за него, отдавая предпочтение именно таким системам. Оперативный товарно-суммовой учет с развитой аналитикой, полная автомати-зация бухгалтерии, торгового зала и склада дают объемную картину состояния и тенденций развития предприятия.
Однако, количество информации, ежесекундно обрабатываемой в таких системах, может достигать столь больших объемов, что задача ее автоматизи-рованного анализа становится для руководителя одной из наиболее актуальных. На рабочих местах в бухгалтерии, в торговом зале, на складе соответствующие работники имеют дело лишь с отдельными фрагментами глобального информа-ционного потока. Да и задачи и функции у этих сотрудников, как правило, от-носительно просты: оформление и учет прихода и расхода товаров, выписка счетов, работа на кассовом аппарате и т.д. Но для руководителя, финансового директора, главного бухгалтера и старших менеджеров для принятия стратеги-ческих управленческих решений крайне важно четко представлять полную кар-тину состояния предприятия и тенденций его развития.
Разумеется, любая серьезная система комплексного автоматизированного учета обладает широкими возможностями и функциями по предоставлению различных аналитических отчетов. Например, важный срез информации руко-водитель может получить на основе аналитических ведомостей дефицита или остатков товаров на складе, сводного отчета по задолженностям перед постав-щиками или аналитической таблицы прибыльности по каждому наименованию товара за определенный период и т.д. Но при принятии стратегических реше-ний (например - о целесообразности привлечения сторонних оборотных средств), руководителю придется брать в руки калькулятор, ручку, лист бумаги и тратить свое время на расчеты различных вариантов решения... Или не при-дется, если в единой автоматизированной системе используется программа фи-нансового анализа.
Эффективность применения такой программы на предприятиях торговли напрямую зависит от степени ее интеграции с информационной базой ком-плексной системы автоматизированного учета. То есть, речь идет о глубоком “внутрихозяйственном” анализе, а не только о простом расчете коэффициентов рентабельности, ликвидности и других подобных показателях, основывающих-ся на документах внешней отчетности. Для торгового предприятия наибольший интерес представляют углубленный анализ движения товаров и структуры из-держек обращения. Какие товары и условия каких поставщиков наиболее вы-годны? Какими должны быть оптимальные величины нормативных запасов? Каковы основные факторы, определяющие величину прибыли и как сократить издержки? Где “узкие места” в технологии продаж и закупок? Это лишь малая часть вопросов, ответы на которые должна дать программа финансового анали-за.
Заключение:
Итак, основные требования, предъявляемые к оформлению сделок по до-говору купли-продажи:
- соответствие содержания договора действующему законодательству;
- правильность оформления первичных учетных документов по совершен-ным операциям;
- правильность отражения совершенных операций на счетах бухгалтерско-го учета.
В торговых организациях аналитический учет товаров ведется:
- по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям;
- по каждому хозяйствующему субъекту - по материально ответственным лицам;
- по каждому материально ответственному лицу - по ассортименту това-ров;
- в удобном для организации разрезе.
Разрезы аналитического учета "По хозяйствующим субъектам" и "По ма-териально ответственным лицам" совпадают, если материальную ответствен-ность за товары, находящиеся в той или иной торговой единице, несет одно ли-цо (одна бригада).
Учет товаров ведет материально ответственное лицо разными методами в зависимости от способа хранения товаров (партионный или сортовой).
При любом способе хранения материально ответственные лица учитывают товары в натуральном измерении на основании приходных и расходных товар-ных документов или в натуральном и стоимостном измерениях одновременно.
При наличии соответствующей вычислительной техники и штриховых ко-дов на товарах аналитический учет по наименованиям возможен и без состав-ления документов на выбытие товаров.