Введение:
Объектом исследования в моей дипломной работе является экономи-ческая деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.
Экономическая деятельность ПФР рассматривается как базовая и одна из самых важных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного насе-ления, составляющего, свыше 25-30% жителей страны, и косвенно всего тру-доспособного населения. Особенно большое значение она имеет в период ра-дикальной экономической перестройки, происходящей сегодня в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и их семей, поте-рявших кормильца, составляет свыше 26,3% общей численности населения.
В то же время нельзя не учитывать, что степень изученности эконо-мических аспектов функционирования пенсионной системы России отстает от потребностей современной отечественной практики. Это не позволяет де-лать оперативные запросы и принимать конструктивные решения по много-численным актуальным проблемам развития пенсионной системы. Среди них, прежде всего, необходимо выделить проблемы перманентного пере-смотра пенсионного законодательства в связи с конъюнктурными решениями отдельных социальных задач, преодоления периодических финансовых кри-зисов бюджета ПФР, нарушения паритета отдельных видов пенсионных вы-плат различным категориям пенсионеров при проведении инфляционного осовременивания минимальных размеров пенсий и т. п.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношени-ях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нор-мами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Рос-сийской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных вне-бюджетных фондов.
Глава 3:
Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда осуществ-лялось в 2001 году согласно новой главе Налогового кодекса Российской Феде-рации, которая предусматривала отмену страховых взносов и введение ЕСН как основного источника финансового обеспечения текущих пенсионных выплат (приложение 1).
Исполнение основных показателей доходной части бюджета Фонда в 2001 году осуществлялось в условиях улучшения макроэкономической си-туации в стране. Фонд заработной платы за 2001 год увеличился на 44% и, по оценке Минэкономразвития России, составил «по факту» около 1972,0 млрд. руб., вместо прогнозировавшегося при формировании бюджетных па-раметров 1740 млрд. руб. и принятого для расчета поступлений в бюджет-ных проектировках Фонда, т.е. более чем на 13% выше.
В связи с введением в действие с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации финансирование расходов на го-сударственное пенсионное обеспечение в отчетном периоде осуществля-лось за счет отчислений плательщиков, уплачиваемых в составе единого со-циального налога (взноса) в соответствии с главой 24 «Единый социальный налог (взнос)».
Сумма единого социального налога (взноса), зачисляемого в Фонд, начисленная по расчетам (декларациям) за отчетный период, по данным МНС России, по состоянию на 01.03.2002 г. составила около 500,0 млрд. руб.
Уровень сбора МНС России единого социального налога (взноса) за 2001 год составил 88,0% против 91,4% сбора текущих страховых взносов ПФР за 2000 год. Увеличение собираемости за счет мобилизации просро-ченной задолженности по страховым взносам в Фонд составило за 2001 год 5,8 процентных пункта.
Таким образом, общий уровень сбора средств за отчетный период со-ставил 93,8 против 96,9% за 2000 год.
За отчетный период на счета Пенсионного фонда поступили также «остатки» страховых взносов за 2000 год в сумме 20,1 млрд. руб.
Поступление средств от мобилизации просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, составило 25,8 млрд. руб., или на 1,8% выше запланированного.
Сверхплановое поступление средств от мобилизации просроченной задолженности в 2001 году составило 454,12 млн. руб.
По данным Пенсионного фонда, 10,5 млрд. руб. было получено в соответствии с соглашениями, заключенными региональными отделениями ПФР с организациями в 2000 году, в том числе 9,5 млрд. руб. - в счет пога-шения недоимки по страховым взносам и 1,0 млрд. руб. — по соглашениям о погашении пеней.
Заключение:
Изменения, связанные с переходом к рынку, вызвали к жизни важные процессы в экономике, политике и государственных сферах. Эти явления неиз-бежно повлекли за собой трансформацию всей социальной сферы. Централизо-ванно управляемая экономика предполагала директивный подход со стороны государства к решению социальных проблем. Результатом принципа прямых и косвенных государственных субсидий стала слишком дорогостоящая социаль-ная система, препятствовавшая развитию производства и экономики в целом. Таким образом, социальная реформа стала неотъемлемой частью переходного периода, несмотря на то, что она сопровождается известным политическим рис-ком. В то же время в целях сохранения социального мира – важнейшего условия для успешного преобразования экономики – социальная реформа должна осу-ществляться постепенно и на долговременной основе, даже если это означает увеличение первичных затрат.
Эти проблемы приобретают особенно важное значение, когда речь захо-дит о долгосрочных выплатах по пенсионному страхованию, поскольку именно пенсионеры больше других страдают от удорожания уровня жизни в результате глубочайшего кризиса, сопровождавшего трансформационные процессы в рос-сийской экономике.
Несмотря на то, что государством предпринимаются попытки повысить покупательную способность пенсионных выплат, падение реальной денежной стоимости получаемых пенсий не может быть легко компенсировано. Значи-тельное повышение пенсий приведет к осязаемому увеличению расходов, кото-рые и так весьма ощутимы из-за широкого спектра льгот, предоставляемых по-лучателям действующей пенсионной системой. Увеличение расходов ляжет тяжким бременем на трудящихся и работодателей из-за отвлечения из их дохо-дов средств в социальную сферу, что автоматически приведет к снижению уровня жизни работающего населения, подъему стоимости производства и, та-ким образом, увеличению цен. Учитывая это, основной целью реформы пенси-онной системы должно стать реструктурирование, позволяющее установить ра-зумное соотношение между доходами от активной трудовой деятельности и до-ходами в пожилом возрасте, по-новому осмыслить льготы и диверсификацию источников получения пенсий престарелыми.