Введение
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В данной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.
В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации [2].
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:
- у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
- строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания;
- возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации [2].
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Долгое время в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения.
По данным социологических опросов, к 2001 году более 68% россиян считало необходимым реформирование пенсионной системы. Главные причины недовольства ею - низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию. Ну, и еще обычные претензии к работе низовых органов пенсионного обеспечения.
C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, по нашему мнению, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
- оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.
В качестве теоретической базы дипломной работы были использованы работы ведущих специалистов в области пенсионного обеспечения, а также широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.
Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.
Новую пенсионную модель часто называют накопительной. Это не совсем так: новая модель, которую должна быть создана в результате реформы, - такая же распределительная, как и действовавшая ранее. Основная масса средств, поступающих в пенсионную систему в виде налогов и взносов, и в ней будет расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе.
В то же время между двумя распределительными моделями есть и серьезные отличия. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Отличие первое: в старой модели зарплата свыше 2 тыс. рублей, при назначении пенсии не учитывалась и направлялась на перераспределение - пользу тех, кто получает меньше (хотя тариф в размере 28% взимается с полного размера зарплаты). А при назначении пенсии учитывался заработок лишь за часть лет трудового стажа. В новой модели зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. На перераспределение будет направляться только половина тарифа – 14%. Вторая половина (14%) накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником. Иными словами, новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.
Отличие второе: старая система являлась в основе своей системой социального вспомоществования и поэтому не столько распределительно, сколько перераспределительной - как между группами с разным уровнем доходов, так и между регионами-донорами, вносящими в пенсионную систему больше, чем получают из нее, и регионами-реципиентами, выплачивающими пенсию за счет дотаций из Пенсионного фонда. В итоге, почти 40 регионах России средняя пенсия накануне реформы приближалась по размерам к региональной средней зарплате. А в крупных регионах донорах пенсия значительно отставала от прожиточного минимума пенсионера. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть постепенно повышена до уровня прожиточного минимума пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 1998. – 48 с.
2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС.- 1999 – 128 с.
3 О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год: Федеральный закон от 30.03.99 № 56-ФЗ.
4 О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год: Федеральный Закон от 18.12.98 № 1-ФЗ.
5 О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год: Федеральный Закон от 11.11.99 № 197-ФЗ.
6 О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон РФ “О государственных пенсиях в РФ”: Федеральный Закон РФ от 05.05.97 № 77-ФЗ.
7 О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.10.97 № 134-ФЗ.
8 О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный Закон от 15.12.01 №-173-ФЗ.
9 О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный Закон от 17.12.01 № 166-ФЗ.
10 Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 17.12.01 № 167-ФЗ.
11 Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР: Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1.
12 О государственных пенсиях в Российской Федерации: Закон РФ от 20.11.90 № 340-1.
13 Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления: Закон РФ от 15.04.93 № 4807-1.
14 О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.11.95 №1166.
15 О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом РФ: Указ Президента РФ от 06.03.97 №189.
16 О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий: Указ Президента РФ от 08.04.96 № 493.
17 О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования: Постановление Правительства РФ от 15.03.97 №318.
18 О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.95 № 790.
19 О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.05.97 №546.
20 Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий с 01 августа 1999 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.99 №832.
21 Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России): Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 №2122-1.
22 Об утверждении разъяснения “О порядке применения статьи 112 Закона РФ “О государственных пенсиях в РФ” и статей 30, 31 Закона РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 01.06.99 № 11.
23 Об утверждении инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд РФ: Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 11.11.94 № 258.
24 О порядке списания пеней организациям, погасившим недоимку по страховым взносам в соответствии с Законом РФ от 30.03.99 № 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год”: Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 08.06.99 № 68.
25 О сроках уплаты сумм, начисленных по актам проверок плательщиков страховых взносов, и о внесении изменений в Постановление Правления ПФ РФ: Постановление правления ПФ РФ от 28.08.96 № 122.
26 Об уплате недоимки и пени в Пенсионный фонд Российской Федерации: Постановление Правления ПФ РФ от 24.10.95 № 157.
27 Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год: утвержден Постановлением пенсионного фонда России от 08.06.99 № 67.
28 О вопросах уплаты страховых взносов в ПФ РФ: Письмо Пенсионного фонда РФ от 02.10.95 № ЧЛ-16-17/5791.
29 О применении статей 8, 9, 10 Федерального закона от 30.03.99 № 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год”: Письмо Пенсионного фонда РФ от 27.04.99 № ЕВ-16-27/3940.
30 Об уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: Письмо Пенсионного фонда РФ от 29.07.98 №ЕВ-09-28/6166.
31 Азарова Е., Кондратьева З. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. - 2000.- № 2 С.111; № 3 С.67
32 Аникеева Л.В. Влияние реализации страховых принципов на формирование размеров пенсии // Пенсия. – 1998.- № 7.- С.20 - 24
33 Афанасьев С.А. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2001 года: требуется передел в пользу пенсионеров // Пенсия. - 1999.- № 2.- с. 54
34 Ахулкова Е.Н. Порядок начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации // БиНО: Некоммерческие организации. – 1999.- № 6.- С.5
35 Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия. – 1998.- № 7.- С.7 - 10
36 Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” // Пенсия. – 1998.- № 5.- С.12 - 13
37 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2002 – 621 с.
38 Вавилов А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. - 1999.- №2.- С. 103 - 107
39 Воронин Ю.В. Опыт работы в условиях единой пенсионной службы // Пенсия. – 1999.- № 11.- С.13 - 19
40 Дмитриев М.Э. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия. – 1998. - № 5.- С. 4 - 5
41 Карагодин О реализации положений программы пенсионной реформы в части профессионального пенсионного обеспечения// Страховое ревю. - 1999.- № 3.- с.35 - 38
42 Колесник А.П. Пенсионная система России и вызовы нашего времени // Пенсия. – 1998.- №10.- С.46 - 50
43 Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР.- 1999.- №1.- С.9 - 15
44 Люблин Ю.З. Анализ численности и состава пенсионеров, как инструмент оценки результатов введения Федерального закона № 113-ФЗ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий // Пенсия. - 1998.- № 6 - С. 32 - 36
45 Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2000.- № 3.- С.29 - 32
46 Люблин Ю.З. Трудности пенсионной реформы в России // Вестник ПФР. - 1999.- № 2.- С. 14 - 19
47 Моргунов В. Бюджет 1999 года// Экономист. – 1999.- № 3.- С.12 – 15
48 Непп А. Снижение ЕСН: плюсы и минусы // Пенсионный фонды и инвестиции. – 2004. – №3. – С.5.
49 Отчетные данные ПФР за 9 месяцев 1999 года// Вестник ПФР. - 1999.- № 2.
50 Пенсионный фонд Российской Федерации в 1999 году: основные показатели финансово-экономической деятельности. – М.: Современная экономика и право, 1999. – 32 с.
51 Поляков А.С. Формирование бюджетной политики 2000// Деньги и банки. – 2000.- №3.- С.37 - 40
52 Роик В.Д. Построение новой пенсионной системы – задача национального масштаба // Пенсия. – 1998.- № 3.- С.14 - 19
53 Роик В. Проблемы развертывания пенсионной реформы// Налоги и платежи. - 1999.- №4.- С.38 – 43
54 Смирнова И. Пенсионная реформа: взгляд сверху // Кадровое дело. – 2004. – №4. – С.34.
55 Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы. - 1997.- №8.- С.11 - 16
56 Соловьев А.К. Основные проблемы и принципы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год // Пенсия. – 1999. - №2.- С. 30 - 35
57 Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- С. 31 - 48
58 Соловьев А.К. Проблемы формирования бюджетной политики Пенсионного фонда России на 2000 год // Вестник ПФР.- 1999.- № 1.- С.93 – 107
59 Справка «АиФ» - СК // Аргументы и факты - Северный Кавказ. – 2004. – №8. – С.4.
60 Суетин Д. Мир ищет баланс между интересами стариков и молодых// Экономика и жизнь. - 1998.- №9.- С.29 - 31
61 Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю. - 1999.- №3. - С.32 - 37
62 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под. ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, 2003 – 479 с.
63 Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2001. – 336 с.
64 Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика, 2002.
65 Четыркин Принципы финансирования систем пенсионного обеспечения // МЭ и МО. - 1997.- №6.- С.19
66 Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. – 1998.- № 3.- С.20
67 Якушев Л.П. Некоторые вопросы международных дискуссий по пенсионной реформе // Пенсия. – 1998.- № 10.- С.40