Введение:
Основные средства составляют основу материально-технической базы ор-ганизации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и каче-ство выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Эффективность использования основных средств в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бух-галтерского учета формируется большая часть информации, необходимой для принятия управленческих решений. К такой информации, в частности, относятся сведения о наличии и техническом состоянии объектов основных средств, полу-чаемые в процессе инвентаризации. На основе указанной информации принима-ются решения о списании с баланса неиспользуемых объектов основных средств путем продажи или ликвидации.
Основные средства через экономический механизм амортизации, а также затраты на их ремонт участвуют в формировании себестоимости товаров (работ, услуг) и финансового результата деятельности организации. На финансовый ре-зультат оказывают значительное влияние и операции по выбытию основных средств. Поэтому для обеспечения достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, организации должны вести учет операций с основны-ми средствами в строгом соответствии с нормативными документами.
Тема выпускной квалификационной работы выбрана не случайно. Основ-ные средства есть практически в каждой организации, а их учет - непростая за-дача. Особенно теперь, когда бухгалтеру приходится пробираться сквозь дебри нормативной неразберихи и противоречивых указаний в действующих норма-тивных и «пока не совсем нормативных» документах и особенно в главе 25 На-логового кодекса РФ. Однако из любого варианта всегда есть выход. Существу-ют общие правила, которые необходимо соблюдать при ведении бухгалтерского и налогового учета, а значит, и при осуществлении операций с основными сред-ствами.
Целью аудита основных средств является формирование мнения о досто-верности бухгалтерской отчетности по разделу основных средств и установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нор-мативным документам.
Глава 3:
- перечень счетов и субсчетов, установленных рабочим планом счетов и ис-пользуемых для отражения операций по учету основных средств.
Оформив результаты планирования в виде плана и программы, аудиторы при-ступают к осуществлению проверки каждого запланированного сегмента, т.е. к сбору аудиторских доказательств путем проведения аудиторских процедур по существу.
Проверка каждого сегмента должна сопровождаться документированием ее результатов. Требования к рабочей документации установлены Стандартом аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» .
В зависимости от источника информации, фиксируемой в рабочем доку-менте, рабочую документацию аудитора можно подразделить на:
- полученную от проверяемого субъекта и третьих лиц (копии документов проверяемого субъекта, ответы на запросы аудитора, предоставленные прове-ряемым субъектом или третьим лицом. Предоставленные документы: бухгал-терский баланс (форма № 1), главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 01, 02, 03, 07, 08, 20, 25, 26, 29, 84, 91, 001, Акт о приеме-передаче объек-та основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1), Акт о прие-ме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а), Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б), Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2), Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модерни-зированных объектов основных средств (форма № ОС-3), Акт о списании объек-та основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4), Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а), Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б), Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6), Инвен-тарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а), Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС-6б), Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14), Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15), Акт о выявленных дефектах оборудо-вания (форма № ОС-16), договоры купли-продажи ОС, первичные учетные до-кументы, подтверждающие поступление объектов ОС (накладные, акты приема-передачи).
Заключение:
В процессе написания выпускной квалификационной работы, я поняла, что бухгалтерский учет основных средств - очень важное направление бухгал-терского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, когда организа-ции получают возможность проявления инициативы в области постановки и ве-дения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.
С другой стороны, для себя я рассматривала проблему учета основных средств как возможный руководитель организации и отметила невниматель-ность, с которой реальные руководители относятся к учету бухгалтерией основ-ных средств.
Введение дополнительного контроля за учетом основных средств со сто-роны руководства предприятия я считаю очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расхо-довать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предпри-ятия.
Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования основных средств, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем ру-ководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии.