Введение:
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
С переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния.
Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленче¬скому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое со¬стояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она опре¬деляется конкурентоспособностью, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в фин¬ансовом и производственном отношении. Однако одного умения оценивать финансовое со¬стояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им по¬ставленной цели.
Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управле¬ние движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении предпри¬ятия.
Важной составляющей анализа предприятия является фи¬нансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учета и вероятностных оцен¬ках будущих факторов хозяйственной жизни. Связь бухгалтерского учета с управлением очевидна. Управлять, значит принимать решения, предвидеть, а для этого необходимо обла¬дать достойной информацией. В связи с этим бухгалтерская отчетность становится инфор¬мационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.
Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна ин¬формационная база.
Следует отметить, что наличие большого числа оригинальных и интересных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности на специальную методическую литературу, в которой последовательно шаг за шагом воспроизводилось бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа применительно к Российским экономическим условиям.
Результаты финансового анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также, инвесторам, поставщикам, менеджерам.
Финансовый анализ и его роль рассматривается на примере ЗАО "Автоштамп", предприятии, являющимся объектом малого бизнеса.
Закрытое акционерное общество "Автоштамп" является практически одним из немногих в Москве предприятием, производящим изделия хозяйственного и культурно-бытового назначения из алюминия. Это посуда, столовые приборы и мелкие хозяйственные изделия из листового алюминия и алюминиевых сплавов, соковарки, хлебопекарные формы и другие изделия. В общем объеме производства предприятия товары народного потребления составляют более 90%.
Глава 3:
По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.
Рентабельность продаж (Rп) — это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
Rп = (В-С-КР-Ур) / В * 100% . Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
1. Влияние изменения выручки от продажи на RП :
RП(в) =(В1 -С0 -КР0 -УР0 / В1) - (В0 -С0 -КР0 -УР0 / В0) * 100%
где В1 и В0 — отчетная и базисная выручка,
С1 и С0 — отчетная и базисная себестоимость;
КР1 и КР0 — отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР1 и УР0 — управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
RП(в) =(21361-13451)/21361-(14644-13451)/14644 * 100 % = 37,03% - 8,1% = +28,93%
2. Влияние изменения себестоимости продажи на RП:
RП(с) =(В1 - С1 -КР0 -УР0 / В1) - (В1 -С0 -КР0 -УР0 / В1) * 100%
RП(с) =(21361-19723)/21361-(21361-13451)/ 21361 * 100 % = 7,7% - 37% = -29,3%
Совокупное влияние факторов составляет:
RП =+28,93%-29,3% = - 0,4
Рентабельность продаж отчетного периода снизилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 0,4 %
Чистая рентабельность организации в отчетном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчетного периода к выручке от продажи:
Rч = Пч /В *100%
где Rч - чистая рентабельность, Пч - чистая прибыль, В - выручка
В нашем случае на начало отчётного года она равнялась 6,2 % (907/14644) *100% а на конец отчётного года – 6,7% (1423/21361) * 100 % . В итоге чистая рентабельность выросла на 0,5 %.
На чистую рентабельность отчетного периода (Rч) оказывают влияние (кроме выше перечисленных) изменения уровней всех показателей факторов (Приложение № 7 ) :
Rч = ± Rп ± У%пол . ± У%упл. ± УДрД ± УПрД ± УПрР ± У ВнД ± У ВнР ± У н/п ± УЧД ± УЧР = - 0,4 + 0,1 + 3 - 2,7 + 0,3 + 0,2 = 0,5 %
Таким образом, повышение рентабельности отчетного периода на 0,5 % произошло под влиянием, в основном, превышения прочих операционных доходов над прочими операционными расходами, а также за счёт уменьшения внереализационных расходов.
Заключение:
Необходимость финансового анализа в процессе принятия управленческих решений никогда не вызывала никаких сомнений.
Главной целью финансового анализа является оценка и идентификация внутренних проблем компании для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств).
Кроме того, большое значение имеет использование анализа для эффективной работы совместных предприятий, развитие его методов таким образом, чтобы результаты анализа как можно полнее и объективнее отражали итоги деятельности этих предприятий с учетом различной экономической природы входящих в них структурных звеньев, позволяли определить рациональность включения России в систему международного разделения труда.
Россия активно включается в процесс мировой экономической интеграции, причем не только на государственном уровне, но и на уровне подотраслей, организаций и предприятий. В связи с этим отечественные специалисты сталкиваются с необходимостью постановки и решения принципиально новых проблем. В их числе – проблема грамотного проведения финансового анализа отчетности предприятий.
В данной работе приводится анализ деятельности ЗАО «Автоштамп». На основе проведенного анализа финансовой деятельности мы пришли к выводу, что баланс является ликвидным т.е. все основные балансовые пропорции соблюдены. При этом наибольшую долю в активе баланса на конец года занимают основные средства (75,2 %)запасы (13,9%) и дебиторская задолженность (7,8%) .В пассиве баланса наибольшая доля средств приходится на капитал и резервы (95,8%) и незначительная доля – на краткосрочные пассивы, представленные в основном кредиторской задолженностью (4,2 %).
В дальнейшем анализируя финансовые коэффициенты, приходим к выводу, что коэффициент текущей платёжеспособности на начало отчётного периода довольно-таки высок (3.02). И это является негативной тенденцией , поскольку основная доля оборотных активов сосредоточена в запасах и свидетельствует о трудностях сбыта готовой продукции и в случае крайней необходимости в денежных средствах – как следствие невозможность использования таких запасов в качестве платёжного средства. Вместе с тем данный показатель вырастает до 5,19 к концу отчётного года благодаря чрезмерно возросшей дебиторской задолженности, что также является негативным фактором . Об этом также говорит коэффициент промежуточной ликвидности, получившийся столь высоким (2,63) вследствие большого прироста дебиторской задолженности.
Вместе с тем у предприятия имеются и положительные тенденции: увеличение денежных средств к концу отчётного года по сравнению с началом года даёт значительный прирост коэффициента абсолютной ликвидности с неприемлемых 0,11 до оптимальных 0,77. Это говорит о том, что теперь имеется достаточно денежных средств для покрытия краткосрочных обязательств.
По финансовой устойчивости можно судить, что предприятие является финансово независимым, поскольку на 1 рубль собственного капитала привлекаются от 4 до 8 копеек заёмного капитала. При огромном количестве запасов и столь высокой дебиторской задолженности это является положительным моментом, однако в случае реализации большей части запасов и возвращение дебиторской задолженности, предприятию стоит задуматься на счёт получения и эффективного использования кредитов.
Следует также отметить, что по уровню устойчивости ЗАО «Автоштамп» относится к первому типу финансовых ситуаций, т.е. к концу отчётного года наблюдается абсолютная независимость тогда как на начало года наблюдалось кризисное состояние. В основном это объясняется снижением уровня запасов и полным отсутствием займов и кредитов как на конец , так и на начало отчётного года.