Введение:
С 1 января 2001 г. был введен единый социальный налог (взнос), кото-рый фактически заменил собой страховые взносы, взимаемые в государст-венные социальные внебюджетные фонды, собираемые с фонда оплаты труда работников предприятий. Данный налог относится к числу федеральных на-логов и сборов и является одним из наиболее значительных налогов, уплачи-ваемых большинством предприятий, занимающихся производственной и коммерческой деятельностью.
Правильное исчисление налога, и особенно правильное применение льгот, имеет большое значение для налогоплательщика, так как ошибка в оп-ределении сумм, причитающихся бюджету, влечет за собой финансовые санкции в виде штрафов и пени в значительных размерах.
Современные бухгалтеры должны не только вести бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными документами, но и в совер-шенстве знать налоговое законодательство, чтобы понимать, какая информа-ция понадобится для исчисления налога и суметь организовать бухгалтер-ский учет таким образом, чтобы данную информацию можно было получить из регистров бухгалтерского учета.
Учитывая все вышесказанное, в настоящее время особенно актуальны проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом расчетов с бюдже-том по единому социальному налогу (взносу) как формы налогообложения фонда оплаты труда.
Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и методики аудиторской проверки налогообложения фонда оплаты труда, т.е. расчетов с бюджетом по единому социальному налогу (взносу) на примере общества с ограниченной ответственностью «Сырьевой ресурс». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности расчетов с бюджетом по единому соци-альному налогу;
- изучить объекты налогового учета, налогооблагаемую базу, льготы, ставки налога;
- проанализировать нормативно – правовые документы, регули-рующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с бюджетом по единому соци-альному налогу (взносу);
- рассмотреть особенности первичного, накопительного, сводного и синтетического учета расчетов по единому социальному налогу (взносу);
- изучить цели, задачи, источники и методы аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по единому социальному налогу (взносу);
- провести детальную аудиторскую проверку учета расчетов с бюджетом по единому социальному налогу на предприятии ООО «Сырьевой ресурс»;
Глава 3:
Аудиторская проверка учета расчетов ООО «Сырьевой ресурс» с бюд-жетом по единому социальному налогу в соответствии с рабочей программой была начата с аудита документооборота, который осуществляется по фор-мальным признакам. Для этого проверялись первичные документы по учету расчетов с бюджетом по единому социальному налогу (индивидуальные кар-точки) на предмет их унификации и правильности оформления (наличие всех реквизитов, подписей, даты, номера документа). Проверка проводилась выборочно, для чего были отобраны 20 % из всей совокупности индивиду-альных карточек, то есть 5 штук. Проверенные аудитором первичные учет-ные документы заносились в рабочий документ (табл. 3.4).
По итогам проверки документооборота аудитор установил, что на предприятии ООО «Сырьевой ресурс» для учета сумм начисленных выплат в пользу физических лиц, сумм начисленного единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное обеспечение применяется Индивиду-альная карточка, форма которой утверждена Приказом МНС РФ от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-05/443@ "Об утверждении форм индивидуальных и свод-ных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязатель-ное пенсионное страхование (налогового вычета) и Порядка их заполнения". [25] Однако в отдельных формах отсутствовали подписи ответственных лиц, даты рождения физических лиц, их адреса и паспортные данные
Заключение:
Актуальность рассмотренной темы, связанной с налоговым учетом и аудитом фонда оплаты труда связана с тем, что правильное исчисление нало-говый платежей имеет большое значение для налогоплательщика, так как ошибка в определении сумм, причитающихся бюджету, влечет за собой фи-нансовые санкции в виде штрафов и пени в значительных размерах.
Современные бухгалтеры должны не только вести бухгалтерский учет фонда оплаты труда в соответствии с действующими нормативными доку-ментами, но и в совершенстве знать налоговое законодательство, чтобы по-нимать, какая информация понадобится для исчисления налога и суметь ор-ганизовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы данную информацию можно было получить из регистров бухгалтерского учета.
Кроме того, независимая аудиторская проверка налогообложения фон-да оплаты труда, формой которого является единый социальный налог, дает возможность оценить состояние данного объекта бухгалтерского учета и раз-работать рекомендации по устранению недостатков в его ведении.
Формой налогообложения на предприятиях и организациях любых форм собственности в Российской Федерации является единый социальный налог (взнос).
Данный налог введен главой 24 Налогового кодекса РФ С 1 января 2001 г. Он заменяет взносы в социальные внебюджетные фонды и предназна-чен для мобилизации средств для реализации права граждан на государст-венное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Вве-дение налога было обусловлено необходимостью увеличения объема средств, необходимых для осуществления ряда социальных задач. При этом замена взносов во внебюджетные фонды единым налогом отвечает интересам нало-гоплательщиков, так как позволяет упорядочить законодательные и подза-конные акты в данной сфере.