Введение:
В настоящее время стало аксиомой, что построение правового демократического государства, формирование гражданского общества невозможно без целого ряда условий. В числе одного из таких условий называют создание цивилизованной налоговой системы. В свою очередь эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы. При недостаточной эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы.
Ни для кого не секрет, что сегодня неуплата налогов приобрела массовый характер и является своего рода «…национальным видом спорта, поощряемым общественным сознанием» .
В таких условиях перед государством стоят большие задачи по формированию законодательной базы и развитию правовой культуры в области контроля за исполнением законодательства о налогах и сборах.
В настоящее время главной задачей контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, является «… задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.»
Главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых органов определено усиление роли и значимости камеральных налоговых проверок. Однако не менее важное место в системе налогового контроля занимает выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие.
Выездные проверки позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В связи с вышеизложенным, актуальность темы аттестационной работы представляется бесспорной как с точки зрения теории, так и с точки зрения практической реализации налогового контроля.
Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов выездного налогового контроля, оценка их эффективности, выявление существующих проблем в данной области, а также определение возможных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок.
Для достижения цели дипломной работы автором будет исследована сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля, определен порядок проведения выездной налоговой проверки и оформления ее результатов, исследована динамика показателей контрольной работы на примере Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области и УОБАО, проведен сравнительный анализ эффективности выездных налоговых проверок, проводимых Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области и УОБАО со средними показателями эффективности контрольной работы по региону.
Глава 2:
Основная масса выявляемых налоговыми органами в ходе проверок нарушений налогового законодательства не носит умышленного характера и связана, главным образом, с неправильным отражением хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и иными аналогичными действиями налогоплательщиков, являющимися в значительной мере следствием их некомпетентности или нерадивости. В то же время наиболее характерные налоговые нарушения, носящие умышленный характер, в том числе нарушения, связанные с неотражением в учете произведенной продукции и выручки от ее реализации, применение фальшивых документов, сложных механизмов сокрытия объектов налогообложения с использованием посреднических фирм, дочерних компаний и т.д. достаточно редко выявляются налоговыми органами. Это свидетельствует о том, что многие налоговые органы, ориентируясь на морально устаревшие приемы выявления налоговых правонарушений, в явно недостаточной мере практикуют применение эффективных форм и методов контрольной работы, которые можно было бы противопоставить современным формам ухода недобросовестных налогоплательщиков от выполнения обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.
Как показал проведенный анализ, основной причиной низкой эффективности налогового контроля является некачественный отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, недостаточное использование налоговыми органами систем целенаправленного отбора налогоплательщиков. Следующими, по значимости, причинами низкой эффективности выездных налоговых проверок является недостаточное применение эффективных форм и методов контрольной работы, таких как: проведение встречных проверок, осмотров, инвентаризации имущества налогоплательщика, привлечение для дачи показаний свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков.
Значительно снижают результативность выездных налоговых проверок нарушения установленной процедуры проведения и оформления результатов налоговых проверок, что является одной из основных причин отказа налоговым органам в исках о взыскании санкций и отмены судами решений по результатам проверок.
Налогоплательщики при значительных суммах доначислений по результатам проведенных выездных налоговых проверок очень грамотно оспаривают несоблюдение должностными лицами налоговых органов указанных выше требований, что приводит к удовлетворению их жалоб по отмене решений налоговых органов.
Заключение:
Налоговая система Российской Федерации, к сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что современная российская налоговая система существует очень короткий период времени, но факт остаётся фактом - в ней имеется много проблем. Одной из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.
По данным Министерства РФ по налогам и сборам, исправно и полном объёме платят в бюджеты причитающиеся налоги примерно 16-17% налогоплательщиков. Около 60 % налогоплательщиков налоги платят, но всеми доступными им законными, а чаще всего незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.
Необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Образное выражение политического деятеля XVIII века Б.Франклина «платить налоги и умереть должен каждый» не утратило актуальности и по сей день.
Эффективность осуществления налогового контроля во многом определяет уровень финансовой безопасности, так как наличие достаточных средств в бюджете дает возможность органам власти и управления осуществлять мероприятия по нейтрализации угроз безопасности.
Для осуществления налогового контроля функционирует ряд специализированных органов, сферой деятельности которых является налогообложение. Реализацию единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов осуществляют налоговые органы. Функциями налоговых органов в сфере контроля также наделены таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
За последние годы налоговые органы полностью изменили формы, методы и приоритеты контрольной работы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговый контроль осуществляется посредством выездной, камеральной и встречной проверок.