Введение:
Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение.
Непосредственным объектом финансового планирования является формирование, распределение и использование доходов, прибыли и фондов денежных средств. Финансовое планирование осуществляется на всех управленческих уровнях, во всех звеньях финансовой системы. При этом форма финансового плана и его содержание отражают специфику предприятия, его сферу деятельности, т.е. отраслевую принадлежность, уровень производственной оснащенности, объем финансовых ресурсов.
Так, коммерческие организации составляют финансовый план в виде балансов доходов и расходов; некоммерческие организации и учреждения — сметы расходов; потребительские кооперативы разрабатывают финансовые планы в виде балансов доходов и расходов и балансов финансирования капитальных вложений. На общегосударственном и региональном уровне финансовое планирование реализуется как бюджетное планирование.
Функция планирования на предприятии сводится к прогнозной оценке объема собственных финансовых ресурсов, их распределения и эффективного использования. Прогнозной оценке предшествует финансовый анализ доходов, расходов, прибыли за отчетный год (годы) и оценка финансового положения организаций.
В рыночной экономике именно рост прибыли создает финансовую базу как для самофинансирования текущей деятельности, так и для осуществления расширенного воспроизводства.
За счет прибыли предприятие не только погашает свои обязательства перед бюджетом, банками, страховыми компаниями и другими предприятиями и организациями, но и инвестирует средства в капитальные затраты. При этом для достижения и поддержания финансовой устойчивости важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельность.
Величина и динамика рентабельности характеризует степень деловой активности предприятия и его финансовое благополучие.
Исходя из важности изучения данного вопроса, на современном этапе развития экономики страны, выбранная тема дипломного проекта является актуальной.
Глава 3:
При получении убытков от прочей реализации, связанных с превышением операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случае следует установить причины и виновников образования этих убытков. Так, причинами образования убытков от реализации имущества предприятия являются, как правило, снижение качества и потребительских свойств, вследствие длительного и небрежного его хранения. Причинами образования операционных расходов, связанных с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на продукцию. В случае компенсации затрат на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов по аннулированным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшему продукцию, соответствующие суммы отражаются как операционные доходы.
Результаты от финансовой деятельности образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций либо принимает участие и совместной деятельности. Суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам отражаются в бухгалтерском отчете (форма № 2) по статьям «Проценты к получению» и «Проценты к уплате». Доходы, подлежащие получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документами, отражаются в форме № 2 по статье «Доходы от участия в других организациях».
Финансовые результаты от внереализационных операций являются составной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях перехода к рыночной экономике их влияние на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия существенно возросло. Внереализационные финансовые результаты также отражаются в форме № 2.
Таблица 3.4 - Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов ОАО «УАЗ» за 2002-2004 гг, тыс. руб.
Заключение:
Распределение прибыли раскрывает стратегические задачи предприятия. Оставляя прибыль на предприятии, собственники (акционеры) решают задачу конкурентной борьбы, обеспечивают рост объема продаж, обновление продукции, диверсификацию деятельности, внедрение новых достижений научно-технического прогресса, создают финансовые резервы. Государство, получая свою долю от прироста капитала в виде налогов, имеет финансовые источники для выполнения своих функций.
Проведенный финансовый анализ результатов деятельности ОАО «УАЗ» показал, что в течение периода 2002-2004гг. производственная и финансовая ситуация на предприятии коренным образом не изменилась, но прослеживается тенденция незначительного снижения рентабельности продаж по отдельным видам продукции.
Выручка от продаж продукции увеличилась в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 254 137 тыс. руб., т.е. выросла на 110,7 %; а в 2004 году повысилась на 925 739 тыс. руб., темп роста по сравнению с 2003 годом составил 135,3 %. В тоже время темп роста полной себестоимости проданной продукции превышает темп роста выручки от продажи продукции, и составил в 2003году по сравнению с 2002 годом 111, 3 %, а в 2004 году по сравнению с 2003 годом 138,4 %. Все это показывает, что возросли затраты на 1 рубль проданной продукции. Это негативно влияет на прибыль от продаж. Отмечается снижение роста прибыли: если в 2003 году по сравнению с 2002 годом темп роста прибыли от продаж составил 105,9 %, то в 2004 году темп роста по сравнению с 2003 годом составил 102,2 %.
В то же время в анализируемый период отмечен темп роста прибыли до налогообложения (темп роста в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 159,8 %) и чистой прибыли (темп роста в 2004 году по сравнению с 2003 годом – 163,9 %). Это объясняется ростом доходов по статье «Операционные доходы и расходы», сюда включаются прибыль (убыток) от продаж основных средств, нематериальных активов и иного имущества; прибыль (убыток) от списания