Введение:
Важной частью имущества организации являются оборотные средства – активы, представляющие собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения в стоимостной форме. Это денежные средства, необходимые предприятиям для создания производственных запасов на складах и в производстве, для расчетов с поставщиками, бюджетом, для выплаты заработной платы и т.п.
Основное место в оборотных средствах занимают средства, авансированные в товарно-материальные ценности. К ним отно¬сятся товары, производственные запасы и другие товарно-мате¬риальные ценности. Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
В данной дипломной работе эффективность использования оборотных средств представлена на примере ООО «Рязанов», являющегося поставщиком бытовой химии, парфюмерии, косметики, хозяйственных товаров, лакокрасочных изделий.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития отечественной экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей повседневной работе финансового менеджера занимает управление оборотными средствами, т.к. именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций фирмы. В конечном итоге, рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.
Научная постановка и разработка отдельных сторон исследуемой проблемы нашла свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Балабанова И.Т., Павловой Л.Н., Стояновой В.С., Уткина Э.А., Шермета А.Д. и др. Теоретические и практические разработки вышеуказанных авторов относятся в основном к предприятиям, функционирующим в относительно стабильной и предсказуемой экономической среде, в то время как проблемы управления оборотными средствами в условиях кризиса и определенные трудности с реализацией этих разработок в реальной хозяйственной практике обусловили весьма ограниченное применение зарубежных методик в российских условиях.
Глава 3:
Анализ данной таблицы показывает, что оборотные средства ООО «Рязанов» в течение всего анализируемого периода снижаются. Материал таблицы 5 свидетельствует о том, что оборотные средств снизились в основном за счет снижения медленно реализуемых активов, уровень которых в период с 2002 по 2004 гг. составлял около 11 %. Анализируя данные таблицы, можно заметить, что на протяжение всего рассматриваемого периода у ООО «Рязанов» практически не было наиболее ликвидных средств, так как их уровень колеблется все время около 10-20 %, при этом в 2002 г. наиболее ликвидные активы у предприятия составляли 1 713 тыс. руб., а в 2004 г. снизились до 563 тыс. руб.
Таким образом, можно придти к выводу, что предприятие имеет очень низкий уровень ликвидности, а его оборотные средства – это в первую очередь труднореализуемые активы предприятия, имеющие долгосрочную ликвидность.
На начало 2002 г. предприятие обладало наиболее ликвидными активами на сумму 1 713 тыс. руб. Доля быстрореализуемых активов была равна 1 241 тыс. руб. от общей суммы оборотных средств. Медленно реализуемые активы составляли 2 843 тыс. руб. оборотных средств.
С 2002 года до 2004 года произошли следующие изменения. Доля наиболее ликвидных активов уменьшилась до 8,3 % оборотных средств. Доля быстрореализуемых активов сократилась на 32,86 %. Это произошло за счет сокращения быстрореализуемых активов на 18,35 % от их суммы. Видимо, наиболее ликвидные активы (денежные средства) появились в следствие сокращения быстрореализуемых активов (погашения дебиторской задолженности), которое сформировало наиболее ликвидные активы на 67,13 %.
Доля медленно реализуемых активов осталась постоянной – 8,6 %
Заключение:
Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств (оборотного капитала), которые представляют собой денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.
В условиях перехода к рыночной экономике у большинства предприятий состояние оборотных средств серьезно ухудшилось вследствие не только локальных, но и общих причин: разрушение единого экономического пространства, падение уровня производства, рост цен и т.д.
Управление оборотными средствами напрямую связано с механизмом определения плановой потребности предприятия в них, их нормированием. Для предприятия важно правильно определить оптимальную потребность в оборотных средствах, что позволит с минимальными издержками получать прибыль, запланированную при данном объеме производства. Занижение величины оборотных средств влечет за собой неустойчивое финансовое состояние, перебои в производственном процессе и, как следствие, снижение объема производства и прибыли. В свою очередь, завышение размера оборотных средств снижает возможности предприятия производить капитальные затраты по расширению производства.
Определение потребности предприятия в оборотных средствах по источникам финансирования должно определяться по модели, независимой от установления потребности в оборотных средствах. Основой для расчетов здесь
покупателей. Прибыль, полученная обществом в 2004 году, явилась результатом продуманной маркетинговой стратегии. Также важными факторами явились отладка механизма ценообразования и меры, направленные на снижение себестоимости продукции.