Введение:
Любое предприятие, ведущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным реальным, т. е. действующим, функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала. Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Оборотный капитал — это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала предприятия.
Рациональное формирование и эффективное использование оборотных средств в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов. Возникает множество различных торговых и снабженческо-сбытовых организаций. Кроме того, закупкой и продажей товаров занимаются не только предприятия сферы торговли.
При этом большая часть активов предприятий торговли представлена оборотными средствами. В связи с этих оптимизация оборотных средств и повышение их отдачи является первоочередной задачей, решение которой способно обеспечить повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Целью настоящей работы является комплексное исследование формирования и эффективности использования оборотных средств на предприятиях торговли и разработка предложений по рационализации их формирования и использования в условиях рынка.
Глава 3:
Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
ускорение востребования долга;
уменьшение бюджетных долгов;
оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью, которые целесообразно использовать на ОАО «Аспект»:
исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
периодический пересмотр предельной суммы кредита;
использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
использование современных форм рефинансирования задолженности;
диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360,
где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;
КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;
Заключение:
Любое предприятие, ведущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным реальным, т. е. действующим, функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала. Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Оборотные средства наряду с основными и рабочей силой являются важнейшим элементом (фактором) производства. Недостаточная обеспеченность предприятия оборотными средствами парализует его деятельность и приводит к ухудшению финансового положения.
В экономической литературе различают два понятия: оборотные средства и оборотные фонды. Под оборотными фондами понимается часть средств производства, которые единожды участвуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию Оборотные средства как экономическая категория шире, чем оборотные фонды. Оборотные средства складываются из оборотных фондов и фондов обращения. К фондам обращения относятся средства, обслуживающие процесс реализации продукции: готовая продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими, средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банках.
Под структурой оборотных средств понимается соотношение их отдельных элементов во всей их совокупности. Знание и анализ структуры оборотных средств на предприятии имеют очень важное значение, так как она в определенной мере характеризует финансовое состояние на тот или иной момент работы предприятия.
Важнейшими показателями использования оборотных средств на предприятии являются коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность одного оборота и коэффициент загрузки средств в обороте.
Экономическим объектом исследования работы выступает ОАО «Аспект».
Основными видом деятельности общества являет¬ся оптовая и розничная торговля парфюмерно-косметической продукцией.
В работе проведен анализ основных технико-экономических показателей деятельности, который показал, что за анализируемый период произошел рост прибыли отчетного года на 6072,66 тыс. р. (или на 1059,06 %), в том числе рост прибыли от реализации составил 2852,62 тыс. р. Данное увеличение произошло под влиянием возрастания величины выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг на 207,93%, или 62988,88 тыс. р.
В свою очередь себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг росла немного большими темпами (темп прироста – 217,74%), что в абсолютных величинах составляет 47851,28 тыс. р. Все это говорит об ухудшении ситуации на предприятии за анализируемый период.