Оборотный капитал — это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала предприятия.
Рациональное формирование и эффективное использование оборотных средств в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов. Возникает множество различных торговых и снабженческо-сбытовых организаций. Кроме того, закупкой и продажей товаров занимаются не только предприятия сферы торговли.
При этом большая часть активов предприятий торговли представлена оборотными средствами. В связи с этих оптимизация оборотных средств и повышение их отдачи является первоочередной задачей, решение которой способно обеспечить повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Целью настоящей работы является комплексное исследование формирования и эффективности использования оборотных средств на предприятиях торговли и разработка предложений по рационализации их формирования и использования в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы формирования и использования оборотных средств;
дана подробная характеристика объекта исследования;
проведен анализ формирования и использования оборотных средств в ОАО «Аспект»;
разработаны предложения по повышению эффективности использования оборотных средств.
Предметом исследования служит комплексная система формирования и использования оборотных средств.
Объектом исследования выступает ОАО «Аспект».
Теоретической и методической основой послужили постановления прави¬тельства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых (Баканов М.И., Шеремет А.Д., Ковалев В.В., Патров В.B., Любушин Н.П., Павлова Л.Н., Ворот И. и др.) по проблемам организации деятельности предприятий в части формирования и использования оборотных средств.
При проведении исследования использовались отчетные материалы ОАО «Аспект». В работе применялись общие методы исследования - системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования.
Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью, которые целесообразно использовать на ОАО «Аспект»:
исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
периодический пересмотр предельной суммы кредита;
использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
использование современных форм рефинансирования задолженности;
диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360,
где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;
КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;
ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
7. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М. 2001. – 215 с.
9. Бухгалтерский учет в торговле /Под ред. Белоусова. - М.: Экономи¬ка, 2000. – 236 с.
10. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Издательство «ПРИОР», 2000. – 228 с.
11. Вагин А.П., Митирко В.И., Модин А.В., Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) - М: “Дело”, 2000.
12. Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. – М.: Инфра-М, 2001, 520 с.
13. Волкова К.А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: ООО «Издательство «Экономика», НОРМА, 1999.
14. Ворот И. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.
15. ГребневА. И., Баженов Ю. К. Экономика торгового предприя¬тия. М.: Экономика, 1997. – 114 с.
16. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. M.: Издательство «Дело и сервис», 2002. – 276 с.
17. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
18. Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов: учебник M. : ИНФРА - M, 2001.
19. Ковалев В.В., Патров В.B. Как читать баланс. - M.: Финансы и статистка, 2002. – 255 с.
20. Курс экономики. Райзберг Б.А. М. 1997.
21. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. – Мн.: Новое издание, 2002, 240 с. – 144 с.
22. Любушин Н.П., Лещева В.Д., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М. 1999. – 366 с.
23. Мескон М. Х.,. Альберт М. Основы менеджмента. / - М.: «Дело», 1996.
24. Общая теория финансов. Дробозина Л.А. М.: Инфра-М, 1995.
25. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
26. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
27. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М. 1999.
28. Руденко А. И. Стратегическое планирование на предприятии. КФ