Введение:
Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социаль-ные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось много-образие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.
Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предприятия торговли в функ-ционировании кредитно-финансовой системы: около 90% всей денежной налично-сти, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров, является функци-ей торгового предприятия (как оптового, так и розничного), которое осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осущест-вляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.
Основная задача торгового предприятия – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обра-щения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одно-му из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет вы-явить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Глава 3:
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффек-тивность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зре-ния эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить ме-ру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предпри-ятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показа-телей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравне-ние прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.
Основные показатели рентабельности торговых предприятий представлены на рисунке 5. Рассмотрим некоторые из них применительно к хозяйственной деятель-ности ООО «Газ-Авто».
Рентабельность продаж.
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предпри-ятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), ха-рактеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование различных показателей прибыли при определении уровня рен-табельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмот-ря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитан-ный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результа-тами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет инте-рес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволя-ет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 6 (в таблице использованы выборочные данные из приложения Г).
Как видно, что в 2004г., что 2005г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализа-ции товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом при-были от реализации в 2005г. (на 4688 тыс.руб.) возросли и показатели уровней рен-табельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.
Заключение:
Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В дипломной работе раскрыты основные понятия при-были, ее виды, источники формирования и резервы ее увеличения. Основные аспек-ты управления прибылью и рентабельностью в работе рассмотрены на примере предприятия торговли ООО «Газ-Авто».
Основным источником прибыли любого торгового предприятия является прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности. Поэтому анализ прибыли от реализации товаров является основой системы управления прибылью и рентабель-ностью торгового предприятия.
Анализ прибыли позволил выявить основные факторы, влияющие на ее уро-вень: объем товарооборота, уровень валового дохода, уровень издержек обращения.
Так анализ показал, что в фирме в 2005 г. товарооборот вырос по сравнению с предшествующим годом на 77584 тыс. руб. (182842 – 105258), т.е. темп роста – 174 %. При этом план товарооборота был перевыполнен на 100,85 %. Рост товарооборо-та сопровождался, соответственно, ростом валового дохода и издержек обращения. Однако, темп роста валового дохода (178 %) опережал темп роста издержек обра-щения (139 %). Эти два фактора обеспечили соответствующий темп роста прибыли от реализации товаров (234 %). Дальнейший детальный анализ издержек обращения позволил установить резервы повышения прибыли.
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотносить-ся с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах. Для этого в работе представ-лена система показателей рентабельности, которые позволяют оценить эффектив-ность преобразования ресурсов в результаты. Так, в 2005 г. экономическая деятель-ность ООО «Газ-Авто» была рентабельной (рентабельность продаж по прибыли от реализации товаров – 4,5 %, рентабельность издержек обращения – 52 %, рента-бельность собственного капитала – 20 %).