Введение:
Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами, используется практически всеми государствами. Далеко не все государства выделяют его в самостоятельный налог, поскольку основные правила налогообложения доходов физических лиц практически не отличаются от правил налогообложе-ния доходов корпораций и партнерств, при определенных условиях приравни-ваемых к корпорациям в целях налогообложения. Поэтому зачастую для нало-гообложения доходов физических лиц и корпораций используется один подо-ходный налог. При этом не столь значительные, но неизбежные различия в пра-вилах налогообложения физических лиц и корпораций отражаются в особенно-стях применения тех или иных положений закона.
Исторической особенностью подоходного налога является установление минимального необлагаемого дохода и системы налоговых вычетов, которые теоретически должны выводить из- под налогообложения прожиточный мини-мум и учитывать некоторые социально значимые расходы, например, связан-ные с медицинским обслуживанием.
Первый российский подоходные налог был введен в действие в 1992 году на основании Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц». Этот налог, не смотря на многочисленные изменения, связанные большей частью с налого-выми льготами и налоговыми ставками, просуществовал в течении девяти лет. Указанный закон ввел много новаций и вполне может рассматриваться как за-метный шаг в развитии и становлении российской налоговой системы.
Налог на доходы физических лиц является составным элементом общей налоговой системы, т.к. его уплачивают практически со всех видов дохода, по-лученных в течении года.
Проблемы полноты удержания и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет, полученного от предприятий, усовершен-ствование налогового контроля за собираемостью налога, определение налого-облагаемой базы каждого налогоплательщика, а также, налог на доходы физических лиц не должен ущемлять интересы средних слоев населения.
Изыскивая средства для пополнения бюджета, все прежние правительства пытались повышать налоги и отменять существующие льготы. Обосновывалось это примерно так: заставим людей с тугими кошельками пополнять бюджет (введем для них драконовскую ставку подоходного налога, повысим налоги на владельцев недвижимости, дорогих автомобилей и др.), зато бедные и средние слои населения при этом не пострадают.
Однако богатые люди продолжают успешно скрывать и вывозить за ру-беж свои доходы. Практика показала, что увеличение налогов – путь тупико-вый. Эффективная ставка подоходного налога (по которой реально платил до 2001 года средний российский гражданин) составляла 12,9%. Подавляющее большинство (97% населения) платило до 2001 года налог поставке менее15%, а по максимальной – всего лишь 0,1% населения.
Ради вывода доходов из «тени» Правительство Путина предложила еди-ную для всего населения ставку подоходного налога 13%. Это дало повод ле-вым заговорить о нарушении социальной справедливости – мол, нельзя, чтобы бедные и богатые платили налог по одной ставке.
В направленном в Думу письме говорится, что одновременное увеличе-ние налогов на дорогостоящую недвижимость, резкое повышение ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателя легкового автомо-биля, сохранение акцизов на дорогие автомобили и другое «обеспечат соблю-дение принципа социальной справедливости при налогообложении».
Глава 2:
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогопла-тельщика, полученные им как в денежной , так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде мате-риальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ III /3/.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению , по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
С 1999 по 2001 гг. в порядок исчисления и уплаты подоходного налога были внесены существенные изменения. Это связано с внесением изменений в Закон о подоходном налоге (см. Федеральные законы от 31.12.97 № 159-ФЗ , от 21.07.98 № 117-ФЗ, от 05.08.00г N 118-ФЗ). Соответствующие изменения были внесены в Инструкцию Госналогслужбы РФ №35 (см. Изменения и дополнения № 6, внесенные Приказом Госналогслужбы РФ от 26.02.98 АП-3-08/28, № 7 от 23.09.98 Приказ ГНС № БФ-3-08/255, № 8 от 24.04.99 № ГБ-13-08/107, № 9 от 04.04.2000 № АП-3008/120).
Дата физического получения дохода определяется как день:
• выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщи-ка в банках;
• передачи дохода в натуральной форме ;
• уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров приобретения ценных бумаг -при получении доходов в виде материальной выгоды. При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода при-знается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором.
Вместе с тем практически не изменен порядок перечисления сумм налога на доходы физических лиц в бюджет. В соответствии со ст. 226 НК РФ пред-приятия, учреждения и организации обязаны перечислять в бюджет суммы ис-численного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактиче-ского получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке по пору-чениям работников /3/.
Таким образом, в отличие от ранее применяемого порядка, бухгалтер сначала перечисляет в бюджет суммы налога с предполагаемого дохода (про-водка: Д- т счета 68 - К-т счета 51 без проводки начисления задолженности пе-ред бюджетом). И только потом по фактически выплаченным суммам размер исчисленного ранее налога, подлежащего уплате в бюджет, уточняется и в уче-те отражается сумма реальной задолженности перед бюджетом (проводка: Д-т счета 70 - К-т счета 68).
Организации, не имеющие счетов в банках, а также выплачивающие сум-мы на оплату труда из выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.
Одновременно уточнено, что в случае если заработная плата выплачива-ется за счет средств, полученных в банке под другие нужды, или из иных непо-именованных источников, то сумы подоходного налога должны быть перечис-лены в бюджет не позднее следующего дня после выплаты.
Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в руб-ли по курсу ЦБ РФ на день получения.
Существенно изменен порядок предоставления физическим лицам выче-тов «на себя» и «на иждивенцев». Сумма предоставляемых вычетов поставлена в зависимость от размера совокупного дохода, исчисляемого нарастающим ито-гом.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физи-ческие лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, полу-чающие доходы от источников в Российской Федерации.
Заключение:
Основными налогоплательщиками подоходного налога являются работ-ники, получающие заработную плату, т.е. лица, имеющие незначительные воз-можности для уклонения от налогообложения. Лица же с высокими доходами могут использовать целый ряд возможностей для такого уклонения, например, трансформацию заработной платы в процентные доходы и страховые выплаты, маскировку доходов под корпоративные издержки, получение доходов неуч-тенными наличными деньгами. В результате налогообложения доходов физи-ческих лиц носит регрессивный характер. Как уже отмечалось, преодолеть та-кое положение путем повышения степени прогрессивности шкалы подоходного налога невозможно. Рост предельных ставок способствовало бы только даль-нейшему развитию схем ухода от налогообложения.
Введенная единая для всех13-процентная ставка налога с доходов физи-ческих лиц настолько нестандартна, что вызывает споры и дискуссии даже у специалистов. Ее целесообразность долго обсуждалась и в правительстве, и в Думе, предагался альтернативный вариант: двухступенчатая шкала со ставками в 12 и 20%. Однако остановились все же на плоской ставке.
Для того, чтобы налог был действительно налогом на доход, а не на зара-ботную плату, необходим ряд мер, которые должны привести к выравниванию налогового бремени, ложащегося на налогоплательщиков. Наиболее эффектив-ными методами борьбы с трансформацией высоких доходов в незарплатные формы являются установленные на низком уровне плоская шкала налога, ше-дулярное налогообложение всех видов доходов у источников их выплаты, со-вершенствование техники налогообложения процентных доходов, страховых выплат, дивидендов и некоторых других специфических видов налогов.
Учитывая. Что в Российской Федерации подоходный налог фактически является налогом на заработную плату, во многом из-за высоких ставок, осо-бенно принимая в расчет отчисления в социальные внебюджетные фонды, пе-реход к плоской ставке налога вкупе с усилением ответственности за соблюдение налогового законодательства может, по моему мнению, в значи-тельной степени стимулировать исполнение налогоплательщиками своих обя-зательств.
Принципиальным новшеством стало введение социальных налоговых вы-четов на обучение и лечение (включая расходы на оплату медицинских услуг и лекарств). То есть те, кто платит за образование (свое или детей) или за лече-ние, смогут уменьшать свой подлежащий налогообложению доход на сумму расходов, правда, не более чем по 25 тыс. рублей в год на то и на другое.
Следует отметить, что во второй части налогового кодекса предусмотре-но взимание налога на доходы с физических лиц и по повышенным ставкам. Так, стоимость выигрышей на тотализаторах, в лотерее, и в другие, основан-ные на риске, игры (а за этим стоят, как правило, очень обеспеченные люди) облагаются по ставке 35%. Увеличена ставка налога до 30% с сумм дивидендов и доходов физических лиц нерезидентов.
Все выше перечисленные меры, по моему мнению, могут служить повы-шению поступлений подоходного налога, а также достижения справедливости при налогообложении доходов физических лиц, Подоходный налог, в теории, должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенную долю своего дохода в России.