Введение:
Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами, используется практически всеми государствами. Далеко не все государства выделяют его в самостоятельный налог, поскольку основные правила налогообложения доходов физических лиц практически не отличаются от правил налогообложе-ния доходов корпораций и партнерств, при определенных условиях приравни-ваемых к корпорациям в целях налогообложения. Поэтому зачастую для нало-гообложения доходов физических лиц и корпораций используется один подо-ходный налог. При этом не столь значительные, но неизбежные различия в пра-вилах налогообложения физических лиц и корпораций отражаются в особенно-стях применения тех или иных положений закона.
Исторической особенностью подоходного налога является установление минимального необлагаемого дохода и системы налоговых вычетов, которые теоретически должны выводить из- под налогообложения прожиточный мини-мум и учитывать некоторые социально значимые расходы, например, связан-ные с медицинским обслуживанием.
Первый российский подоходные налог был введен в действие в 1992 году на основании Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц». Этот налог, не смотря на многочисленные изменения, связанные большей частью с налого-выми льготами и налоговыми ставками, просуществовал в течении девяти лет. Указанный закон ввел много новаций и вполне может рассматриваться как за-метный шаг в развитии и становлении российской налоговой системы.
Налог на доходы физических лиц является составным элементом общей налоговой системы, т.к. его уплачивают практически со всех видов дохода, по-лученных в течении года.
Проблемы полноты удержания и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет, полученного от предприятий, усовершен-ствование налогового контроля за собираемостью налога, определение налого-облагаемой базы каждого налогоплательщика, а также, налог на доходы физических лиц не должен ущемлять интересы средних слоев населения.
Изыскивая средства для пополнения бюджета, все прежние правительства пытались повышать налоги и отменять существующие льготы. Обосновывалось это примерно так: заставим людей с тугими кошельками пополнять бюджет (введем для них драконовскую ставку подоходного налога, повысим налоги на владельцев недвижимости, дорогих автомобилей и др.), зато бедные и средние слои населения при этом не пострадают.
Глава 2:
Установление единой ставки подоходного налога способствует упроще-нию системы контроля за правильностью уплаты налога, ввиду того, что пере-счет обязательств физического лица по подоходному налогу производится лишь в случае, если данное физическое лицо претендует на получение льгот и как следствие — на возмещение излишне уплаченных сумм налога. В качестве дополнительного контроля за правильной уплатой подоходного налога может быть использована также система контроля за расходованием средств.
Следует разделить вопрос о введении санкций за непредставление декла-рации, искажение представленных в ней данных и доказательство наличия скрытых от налогообложения доходов, и вопрос о возможности применения налоговыми органами в случае возникновения подозрений (в уклонении пла-тельщика от налога) на основании другого принципа налогообложения — нало-гообложения по внешним признакам богатства.
Следует ввести норму, позволяющую налоговым органам в случае явного несоответствия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами, применять метод определения величины подоходно-го налога по так называемым внешним признакам богатства:
• наличие, качество, размеры и местоположение жилья;
• количество и класс автомобилей, гаражей и другого находящегося в собственности физического лица имущества;
• членство в элитных клубах;
• наличие прислуги и др.
С введением 01.01.2001 г. налога на доходы с физических лиц утратил силу Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физиче-ских лиц». С 01.01.2001 г. ставка налога составила 13%, изменились размеры налоговых вычетов, введены новые льготы по налогу и отменены некоторые льготы, действующие до 2001 г. Налоговые вычеты делятся на четыре группы: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные /13/.
В состав социальных налоговых вычетов включены вычеты суммы упла-ченные налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение или обуче-ние своих детей в возрасте до 24 лет. Налогоплательщик имеет право на вычет при расходах за обучение по любой форме. Плательщик-родитель имеет право на вычет при расходах за образование ребенка только по дневной форме обуче-ния. Размер фактически произведенных расходов на обучение, как налогопла-тельщика-родителя, так и налогоплательщика-учащегося составит не более 25 000 руб. Если же налогоплательщик расходует денежные средства на свое обу-чение и одновременно на обучение ребенка, то он имеет права на оба вычета.
По моему мнению, еще одним важным социальным налоговым вычетом является вычет в сумме уплаченной налогоплательщиком в календарном году за услуги по лечению (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвер-жденным Правительством РФ), а также суммы уплаченной налогоплательщи-ком за медикаменты. Вычет может быть представлен налогоплательщику за ле-чение супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации.
Данные вычеты предоставляются налогоплательщику только налоговыми органами. Работодатель не вправе производить налоговый вычет на обучение и лечение. Налогоплательщик для получения налоговых вычетов на обучение и лечение должен подать в налоговый орган по окончании календарного года, на-логовую декларацию и письменное заявление с документами, подтверждающи-ми право на получение вычетов. Я считаю, что такой подход к налогоплатель-щику является положительным для большинства средних слоев населения.
Что касается имущественных вычетов, то существенным положительным моментом является, то что с 1 января 2001 года налогоплательщик лишается права на вычет в случаях, когда сделка купли-продажи жилого дома и квартиры совершается между физическими лицами являющимися взаимосвязанными. В соответствии со ст. 20 НК взаимосвязанными лицами для целей налогообложе-ния признаются физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или дея-тельности представляемых ими лиц, а именно, если одно физическое лицо под-чиняется другому физическому лицу по должностному положению, также фи-зические лица, состоящие в родственных связях.
Таким образом, уменьшится возможность злоупотреблений со сделками недвижимости.
Заключение:
Основными налогоплательщиками подоходного налога являются работ-ники, получающие заработную плату, т.е. лица, имеющие незначительные воз-можности для уклонения от налогообложения. Лица же с высокими доходами могут использовать целый ряд возможностей для такого уклонения, например, трансформацию заработной платы в процентные доходы и страховые выплаты, маскировку доходов под корпоративные издержки, получение доходов неуч-тенными наличными деньгами. В результате налогообложения доходов физи-ческих лиц носит регрессивный характер. Как уже отмечалось, преодолеть та-кое положение путем повышения степени прогрессивности шкалы подоходного налога невозможно. Рост предельных ставок способствовало бы только даль-нейшему развитию схем ухода от налогообложения.
Введенная единая для всех13-процентная ставка налога с доходов физи-ческих лиц настолько нестандартна, что вызывает споры и дискуссии даже у специалистов. Ее целесообразность долго обсуждалась и в правительстве, и в Думе, предагался альтернативный вариант: двухступенчатая шкала со ставками в 12 и 20%. Однако остановились все же на плоской ставке.
Для того, чтобы налог был действительно налогом на доход, а не на зара-ботную плату, необходим ряд мер, которые должны привести к выравниванию налогового бремени, ложащегося на налогоплательщиков. Наиболее эффектив-ными методами борьбы с трансформацией высоких доходов в незарплатные формы являются установленные на низком уровне плоская шкала налога, ше-дулярное налогообложение всех видов доходов у источников их выплаты, со-вершенствование техники налогообложения процентных доходов, страховых выплат, дивидендов и некоторых других специфических видов налогов.
Учитывая. Что в Российской Федерации подоходный налог фактически является налогом на заработную плату, во многом из-за высоких ставок, осо-бенно принимая в расчет отчисления в социальные внебюджетные фонды, пе-реход к плоской ставке налога вкупе с усилением ответственности за соблюдение налогового законодательства может, по моему мнению, в значи-тельной степени стимулировать исполнение налогоплательщиками своих обя-зательств.
Принципиальным новшеством стало введение социальных налоговых вы-четов на обучение и лечение (включая расходы на оплату медицинских услуг и лекарств). То есть те, кто платит за образование (свое или детей) или за лече-ние, смогут уменьшать свой подлежащий налогообложению доход на сумму расходов, правда, не более чем по 25 тыс. рублей в год на то и на другое.
Следует отметить, что во второй части налогового кодекса предусмотре-но взимание налога на доходы с физических лиц и по повышенным ставкам. Так, стоимость выигрышей на тотализаторах, в лотерее, и в другие, основан-ные на риске, игры (а за этим стоят, как правило, очень обеспеченные люди) облагаются по ставке 35%. Увеличена ставка налога до 30% с сумм дивидендов и доходов физических лиц нерезидентов.