Введение:
Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интере-сов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инве-стиционной деятельности. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного вос-производства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государ-ства и создавать стимулы повышения эффективности производства.
В целях обеспечения поступления налоговых платежей и сокращения недоимки налоговые органы осуществили совместно с другими контролирующими органами комплекс мер, направленных на ликвидацию допущенного отставания по поступлению налогов в бюджетную систему, обратив особое внимание на бесспорное взыскание не-доимки.
Оставаясь одним из немногих экономических рычагов в руках государства, на-логовая система должна решать взаимно противоречивые и потому трудные задачи:
1. обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней для финан-сирования государственных расходов и социальных программ;
2. стимулировать рост объемов производства;
3. решительно воздействовать на процесс структурной перестройки всей произ-водственной сферы, четко выделяя приоритеты;
4. оказывать помощь тем, чьи возможности адаптации к новым условиям ми-нимальны (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи);
Согласно ст. 45,46,47 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации на счетах в банках, а при недостаточности или отсутствии де-нежных средств на счетах либо отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества организации.
Одним из основных направлений деятельности Правительства РФ является соз-дание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Важной составляющей для решения этой задачи должно стать общее финансовое оздоровление предприятий российской экономики, которая характеризуется особенностями, не соответствующими требованиям рыночной экономики и являющимися, по существу, производными от форм хозяйствования в советское время.
До сих пор сохраняется ситуация, при которой российская экономика является экономикой крупных предприятий, что стало причиной возникновения парадокса, вы-разившегося в том, что крупнейшие предприятия-налогоплательщики, вносящие наи-больший вклад в бюджеты, являются одновременно и основными должниками госу-дарства.
Глава 3:
В настоящее время тяжесть налогового бремени продолжают нести крупные промышленные предприятия и организации, деятельность кото¬рых наиболее открыта и подконтрольна государству (15).
Они являются бюджетообразующими предприятиями.
Промышленность, строительство и сель¬ское хозяйство в нынешних условиях утратили свои позиции относительно поступлений налогов в бюджет. Почти половина предприятий убыточны, а загрузка их производ¬ственных мощностей не превышает 40%. Происходит заметное снижение нало¬гооблагаемой базы предприятий вследст-вие задержек в бюджетном финансиро¬вании госзаказа. Образовалась система без де-нежных расчетов. Система представлена различного рода векселями, бартером и другими «договорными» деньгами, не облагаемыми налогами, но обладающими ог-ромным инфляцион¬ным потенциалом. Доля бартера в расчетах увеличивается, ус-ложняя при этом механизм расчетов.
Недостаток рублевых средств также является одной из причин массовых не-платежей и высокой степени «долларизации» экономики, обслуживающей те¬невой сектор, который, естественно, выпадает из сферы налогообложения и как следствие - рост неплатежей.
Наша экономика пока еще не базируется на классических рыночных отношени-ях, а находится на этапе перехода к ним. Из-за высокого риска долгосрочных вложе-ний инвестиционная сфера остается малопривлекательной и для отечественного бан-ковского капитала, и для иностранных инвесторов, и для населения, имеющего сво-бодные средства. Вхождение России в мировой рынок ставит нашу обрабатывающую промышленность и сельское хозяйст¬во в неравные условия с зарубежными кон¬курентами.
Эти и другие факторы привели к сокращению налогооблагаемой ба¬зы и сни-жению уровня налоговых поступлений. Главное в настоящий момент - это рефор-мирование всей налоговой системы, снижение и минимиза¬ция налогов (16), (33).
Министерством по налогам и сборам РФ подготовлены предложения по ре-формированию налоговой политики страны в соответствии с утвержденными Прави-тельством РФ мерами по выходу из экономического кризиса. Они должны лечь в ос-нову создания качественно новой системы сбора на¬логов и налоговой задолженности.
При этом выделены следующие задачи:
-реализация на практике промышленной политики государства с обо¬значением национальных приоритетов, отвечающей требованиям экономиче¬ской безопасности страны;
-поддержка производства и приоритетных отраслей национальной экономи-ки;
- реформа инвестиционной политики, которая, в свою очередь, должна преду-сматривать экономические стимулы для инвестиционной активности предприятий и банков;
-прямое субсидирование государством предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, в виде капитальных вложений на реконструкцию и модер¬низацию производства, не облагающихся налогами, субсидирование цен в виде льготных та-рифов на электроэнергию, льготные условия кредитования - займы под низкий про-цент, предоставление долгосрочных займов, дотации по креди¬там. Главным услови-ем этих вложений является не получение быстрой прибы¬ли, а косвенное обеспечение ее (прибыли) в будущем;
- предоставление льгот должно быть жестко увязано с достижением нуж-ного обществу результата. Проведение налоговых льгот, скоординированных с по-литикой стимулирования легальной экономической деятельности;
-внедрения в практику инвестиционного налогового кредита;
-создание предпосылок для снижения издержек производства и обра¬щения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности нацио¬нальных пред-приятий на мировом рынке;
-проведение через налоги протекционистской экономической политики для обеспечения отечественным товарам свободы на внешнем рынке;
-смещение налоговой базы с юридических на физические лица с пере¬носом центра тяжести налогового бремени в сторону преимущественно высо¬кодоходных групп населения и их имущества;
-внесение изменений в действующее законодательство в части отнесе¬ния нало-говых преступлений к преступлениям против государственной власти и обществен-ной безопасности;
-усиление личной ответственности предпринимателей и должностных лиц предприятий и организаций должников за не уплату налогов, то есть раз¬решить ли-квидацию предприятия только при условии уплаты всех налогов и удовлетворе-ния требований всех кредиторов, а в случае непогашения долгов или при объявле-нии банкротства вся задолженность автоматически должна пе¬реносится на директора предприятия, который может освободиться от нее толь¬ко либо:
Заключение:
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на раз¬витие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Необходимо, что-бы налоговая система России соответствовала мировому опыту.
Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количе¬ства налогов, льгот оказывает отрицательную роль в период перехода российской экономики к рыночным отношениям. Препятствует инвестициям отечественным и иностран-ным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы на¬логообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискаль¬ную функцию налоговой системы. Обирая налогоплательщика, налоги душат его, су-жая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Выявлена низкая собираемость налогов, вызванная как объективными, так и субъективными причинами. В первую очередь чрезмерное налоговое бремя. Неспо-собность налоговых органов наладить всеобщий, охватывающий контроль за налого-вым процессом.
Половина налогоплательщиков отказываются выполнять законодательство о на-логах и сборах. Не встают на налоговый учет, сдают нулевую отчетность, скрывая та-ким образом свои доходы.
Необходимо дальнейшее совершенствование форм и методов налогового контроля, повышение ответственности налогоплательщиков за нарушения законода-тельства о налогах и сборах.
Проводится работа по проведению реструктуризации кредиторской задолжен-ности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным штрафам перед федеральным бюджетом.
Практикуется уклонение от уплаты налогов, когда учредители ликвидируют ор-ганизации имеющие задолженность по платежам в бюджет, и открывают новые фир-мы, которые также оказываются должниками перед бюджетом.