Дипломная по теме: Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений

Название работы: Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение

Глава 1 Общие вопросы налоговых правонарушений

1.1 Причины возникновения налоговых правонарушений

1.2 Юридическая ответственность за совершение налогового правонарушения

1.3 Состав и признаки налогового правонарушения

1.4 Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Глава 2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

2.1 Ответственность налогоплательщиков

2.2 Ответственность иных обязанных лиц

Глава 3 Санкции за совершение налоговых правонарушений

3.1 Принципы установления и применения налоговых санкций

3.2 Особенности исчисления санкций за отдельные виды правонарушений

Заключение

Список использованных источников

Выдержка:

Введение:

Проблема неуплаты налогов в нашей стране достаточно актуальна. Но при всей остроте, данная проблема не достаточно исследована, и ее решение требует дополнительного изучения.

Современное налоговое право, как отрасль права, является для российской юриспруденции довольно “молодой”. Вместе с тем, исследование его проблем, предмета и метода, представляют особый интерес с точки зрения разработки и совершенствования налогового законодательства. Не вызывает сомнения и то, что четко выстроенное законодательство в области налогообложения, соблюдение соответствия равноуровневых норм, сведение к минимуму коллизий и пробелов ведет к повышению собираемости налогов, снижению числа налоговых правонарушений, более эффективной работе налоговых и судебных органов.

Быстрая смена событий в течение последнего десятилетия обусловила неустойчивость налоговой политики государства, что в свою очередь привело к принятию огромного числа нормативно-правовых актов в этой сфере. Сегодня налоговое право России отличается нестабильностью и самой «богатой» нормативной базой. В ходе своей работы, главный бухгалтер среднего предприятия вынужден одновременно сталкиваться с бесчисленным количеством актов законодательства по налогам и сборам. Следствием является существование правоприменительных трудностей, что совсем невыгодно для бюджета и для налогоплательщика.

Блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему Российской Федерации, был принят в конце 1991 г.

В соответствии с законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации’, вступившим в силу с 01.01.1992 г., на территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Но действующая налоговая система РФ оказалась крайне несовершенной в силу множества причин, и, прежде всего – отсутствия единой законодательной и нормативной базы налогообложения. Положения отдельных глав Налогового кодекса часто не соответствует как нормам других отраслей законодательства (бюджетного, гражданского), так и вступают в противоречие с нормами действующих положений самого Налогового кодекса. Формулировки ряда норм допускают произвольное толкование закона, игнорируют правила законодательной техники. Наше налоговое законодательство в период формирования как никакое другое подвержено наиболее частым изменениям, а при условии многочисленных недостатков, неясности, неточности содержания норм становится еще более сложным в применении. Государство, игнорируя интересы налогоплательщика, ставит в сложное положение прежде всего себя, так как в условиях презумпции невиновности налогоплательщика отстаивание интересов организации в арбитражном суде имело и, как показывает анализ, будет иметь перспективу. Своими противоправными действиями хозяйствующие субъекты наносят не только прямой ущерб государству в виде недополученных сумм в бюджет, но и косвенный ущерб, который заключается в том, что свои обязательства по содержанию социальной инфраструктуры они, как правило, стремятся возложить на бюджет.

Любой гражданин является одновременно и налогоплательщиком и потребителем социальных благ. Но, как налогоплательщик он стремится к минимизации налоговых платежей, считая, что это приводит к повышению благосостояния, а как потребитель требует улучшения социального уровня.

В дипломной работе мне хотелось не только дать общую характеристику налоговым правонарушениям, но и попытаться понять природу такого явления, как налоговое правонарушение, и выявить причины, его вызывающие.

Итак, главная цель работы: исследование причин возникновения налоговых правонарушений и анализ эффективности методов борьбы с ними.

Основные задачи работы:

Глава 3:

Изменениями к Вводному закону установлено, что в случаях, когда часть первая НК РФ устанавливает более мягкую ответственность за правонарушение, чем было установлено действовавшим ранее законодательством о налогах и сборах, то за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., применяется ответственность, установленная НК РФ. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 г. может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных НК РФ за такое правонарушение. Санкция за налоговое правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., вообще не взыскивается, если ответственность за аналогичное по составу правонарушение НК РФ не установлена.

Эти дополнения во Вводный закон носят скорее разъясняющий характер, поскольку такой порядок вытекает из ранее принятых норм. Так, п.3 ст.5 установлено, что нормативные акты, смягчающие ответственность налогоплательщика, имеют обратную силу. Эта норма в свою очередь непосредственно вытекает из ч.2 ст.54 Конституции РФ. В ней сказано: "Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон".

Разъясняющий характер изменений, внесенных во Вводный закон, подтверждается тем, что до их принятия Пленумы ВС РФ и ВАС РФ установили такой же порядок применения норм НК РФ об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах (п.5 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9).

Необходимо учитывать, что нормы НК РФ, устанавливающие ответственность за налоговые правонарушения, допущенные до 1 января 1999 г., не могут быть применены, если до этой даты ответственность за аналогичное правонарушение установлена не была. Если ответственность была установлена, но в меньшем размере, то санкция, введенная НК РФ, применяется в пределах размера санкции, установленной ранее. Эти правила непосредственно вытекают из ч.2 ст.54 Конституции РФ и п.2 ст.5 НК РФ. Однако они, к сожалению, не нашли отражения в разъясняющем НК РФ Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, а также в изменениях, внесенных в НК РФ.

С учетом изложенного по правонарушениям, допущенным до 1 января 1999 г., может быть использован следующий алгоритм:

1) определяется размер ответственности за налоговое правонарушение по акту, устанавливающему эту ответственность в момент совершения правонарушения. При отсутствии такого акта виновное лицо ответственности не подлежит, и дальнейшие действия по алгоритму не проводятся;

2) определяется размер ответственности за налоговое правонарушение по наиболее позднему из актов, устанавливающих эту ответственность. Если таких актов нет, то санкции не применяются и дальнейшие действия по алгоритму не

проводятся;

3) сравниваются размеры санкций, исчисленные в первом и втором действиях предложенного алгоритма;

4) применяется меньшая из санкций.

Рассмотрим отдельные виды санкций, предусмотренные действующим законодательством, за отдельные вида налоговых правонарушений:

Санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на учет.

Согласно ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации-налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

а) по местонахождению организации, т.е. по месту ее государственной регистрации (п.2 ст.11 НК РФ);

б) по местонахождению обособленных подразделений организации, т.е. по месту осуществления этой организацией деятельности через соответствующее обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ);

в) по местонахождению морских, речных и воздушных транспортных средств, подлежащих налогообложению, т.е. по месту их государственной регистрации (подп.1 п.5 ст.83 и п.2 ст.11 НК РФ);

д) по местонахождению иных транспортных средств, подлежащих налогообложению, т.е. по месту (порту) приписки или месту их государственной регистрации, а при отсутствии таковых - по месту государственной регистрации организации (подп.2 п.5 ст.83 и п.2 ст.11 НК РФ);

Заключение:

В проделанной работе исследовалась одна из важнейших тем - ответственности за налоговые правонарушения.

В своей работе, в первой главе я рассмотрел причины возникновения налоговых правонарушений, разобрал состав и признаки налоговых правонарушений, порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Затронут также вопрос о состоятельности термина "налоговая ответственность".

Во второй главе рассмотрены конкретные виды нарушения законодательства о налогах и сборах и меры ответственности за совершение.

Третья глава посвящена рассмотрению санкций за совершение налоговых правонарушений. Здесь же приводится правоприменительная практика части первой Налогового кодекса РФ.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками.

Нерешенность многих проблем административной ответственности связана с неразработанностью понятийного аппарата. Это касается в первую очередь таких основополагающих понятий, как «финансовая ответственность», «налоговая ответственность», «налоговое правонарушение», активно используемых в нормотворческой практике и научной правовой литературе.

На фоне разбросанности, бессистемности, искажения, дублирования норм, содержащих положения об административной ответственности за нарушение налогового законодательства принятие поправок к первой части Налогового кодекса призвано положить конец манипулированию такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов.

Похожие работы на данную тему