Введение:
Основой любой организации являются люди (коллектив). Трудовой кол-лектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных ус-ловий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, пре-допределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потреб-ностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ог-раниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах час-то возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми об-наруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фак-тора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут пре-пятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общаю-щимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в меж-дуорганизационном пространстве. Пока не сложилось общепринятого понима-ния сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, проти-водействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, си-туационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурент-ного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изу-чение конфликтов в организации - актуальная тема.
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего – социологии и пси-хологии.
Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направле-ние в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также А. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов».
В этот период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благо-даря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт психология конфликта выделяется как относительно само-стоятельное направление.
Глава 3:
Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Та-кое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно ва-жен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индиви-да за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств дав-ления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохра-нение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход воз-можен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в кон-фликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохра-нить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные ин-тересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиска реше-ния, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересо-ванность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонен-тов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разно-гласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участни-ков.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающе-го обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Заключение:
Конфликты неизбежны в условиях нашей современной жизни, поэтому, чтобы избегать их, или, по крайней мере, правильно вести себя в усло¬виях кон-фликтных ситуаций, необходимо уметь уйти от разрешения возник¬шего проти-воречия, найти компромисс, когда конфликтующие стороны при¬ходят к сред-нему решению или самому, если это возможно, разрешить сло¬жившийся кон-фликт.
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способ-ствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наобо-рот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, само-воспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфлик-ту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание по-может принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Столкновение - это чаще всего описываемая и встречающаяся форма кон-тактов между людьми. Проявления этой формы весьма многообразны. В одних случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках про-тивников обезоружить друг друга. Другие формы столкновения больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков - главное, к чему стремятся партне-ры, - это доказать свое преимущество над другим. Иногда основной целью яв-ляется установление господства над другими людьми с тем, чтобы подчинить их своим интересам или использовать их ради собственной выгоды.
Среди различных форм столкновения можно найти и такие, которые со-держат конструктивные и ценные начала как для участников столкновений, так и для других людей и даже целых сообществ. Конструктивные интеллектуаль-ные споры, конфронтации разных позиций могут приносить определенную пользу и удовлетворение, могут помочь улучшить ситуацию в мире. Общения в форме столкновений являются результатом индивидуальных различий между людьми и возникает тогда, когда поступки индивидов- участников одной си-туации имеют аналогичную направленность. Столкновения бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и спо-собов мышления