Введение:
Мировым авиационным перевозкам принадлежит важное место в системе товародвижения. Современный этап их развития характеризуется постоянным увеличением их объемов. На период до 2003 г. прирост международных воз-душных перевозок предсказывается в пределах 5-6%, причем, практически, по всему земному шару. Подобный рост объясняется расширением международ-ной торговли товарами высокой степени переработки и научной продукцией, на цены которых высокие авиационные тарифы не оказывают существенного влияния. Это связано также с повышением требований грузовладельцев к ско-рости транспортировки и сохранности груза в пути. Авиатранспорт активно ис-пользуется при международных смешанных сообщениях с использованием со-временных технологий, в частности, при перевозках грузов в контейнерах.
Следует отметить, что хотя воздушные перевозки грузов в основном осу-ществляются авиакомпаниями, чьей основной деятельностью является перевоз-ка пассажиров, в мире действуют авиапредприятия, специализирующиеся на транспортировке грузов. В настоящее время лидирующее положение в области грузовых перевозок воздушным транспортом занимают США, которые значи-тельно опережают Германию, Японию, Францию, Великобританию.
Конкурентным преимуществом воздушного транспорта по сравнению с другими видами являются скорость и сохранность груза в пути. Основным не-достатком - высокие тарифы. В качестве «авиа пригодных» по оценкам Миро-вого банка принимаются грузы по цене за 1 фунт массы более 10 долларов.
Авиатранспортные компании в условиях острой конкуренции прилагают значительные усилия для снижения своих издержек. Пытаются достичь этого, в частности, на основе оптимального сочетания видов транспорта в цепочке сме-шанного сообщения, где участие воздушного транспорта на дальние расстояния способно привести к снижению совокупных издержек. Так, на некоторых на-правлениях смешанные воздушно-морские перевозки сокращают транспортные издержки по сравнению с чисто воздушной транспортировкой на 50%, а по сравнению с прямыми морскими перевозками - на 75%. Такие перевозки нашли свое применение на направлениях Западная Европа -Дальний Восток, Западная Европа - Австралия, Западная Европа - США, Япония - Западная Европа
Глава 2:
В целях настоящей статьи воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воз-душного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.
За просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачи-вает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной плату, если не докажет, что просроч-ка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами о повыше-нии пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установлен-ными Воздушным Кодексом или международными договорами Российской Федерации.
По требованию пассажира и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт.
Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут слу-жить основанием для имущественной ответственности перевозчика или пасса-жира.
В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира перевозчи-ку предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Отсутствие коммер-ческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска.
Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения дого-вора воздушной перевозки пассажира имеют:
1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки - пассажир или управомоченное им лицо при предъяв-лении багажной квитанции или коммерческого акта;
2) в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира - пассажир.
За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством Российской федерации, если иное не предусмотрено международным догово-ром Российской Федерации.
За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством Российской Феде-рации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Перевозчик обязан страховать ответственность за вред, причиненный жиз-ни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный ба-гажу и находящимся при пассажире вещам.
Страховая сумма на каждого пассажира воздушного судна, предусмотрен-ная договором страхования жизни и здоровья пассажира, устанавливается в Заключение:
Проанализировав существующие нормативно-правовые акты, регламенти-рующие выполнение международных воздушных перевозок, можно сделать следующие выводы.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливает Воздушный кодекс РФ.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обес-печение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиаци-онных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиа-ционной и экологической безопасности.
Российская Федерация обладает полным и исключительным суверените-том в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воз-душным пространством Российской Федерации понимается воздушное про-странство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное про-странство над внутренними водами и территориальным морем.
Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздуш-ного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил ис-пользования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.