Введение:
Одним из элементов динамической составляющей экономической деятельности предприятия являются материальные ресурсы, которые находятся в постоянном движении, приобретая форму денег, сырья, топлива и других предметов труда. В процессе кругооборота они проходят три стадии: заготовительную, производственную и стадию реализации. Материальные затраты, используемые в процессе производства, составляют в общей совокупности примерно 70%. От эффективности их использования в процессе производства зависит эффективность работы предприятия в целом. В бухгалтерском учете материальные ресурсы – это производственные запасы, которые представляют собой различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе.
Материалы представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия. Завышение материалов ведет к замораживанию и омертвлению ресурсов. Кроме всего прочего, это дорого обходится предприятию, поскольку возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. Занижение материалов может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использование ресурсов, ведущее к потере выгоды.
Материальные запасы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется, время не только для того, чтобы найти покупателя, но для того, чтобы получить с него в последствии оплату за продукцию.
В учете производственных запасов большое значение имеет документальное оформление и осуществление контроля за их сохранностью и использованием. Работа материальной группы бухгалтерии предприятия очень ответственна и требует большого внимания. Компьютеризация решает огромное количество задач в области учета и контроля производственных запасов, однако, от работы бухгалтера-материалиста зависит точность определения величины запасов, нормативная величина всех видов запасов, и, в конечном счете, оперативность принятия управленческих решений менежеров предприятия.
Глава 3:
В связи с запасами материальных ценностей на предприятиях важным является постановка складского и бухгалтерского учета материалов.
На складе материальные запасы размещаются по секциям, а внутри них - по группам, на стеллажах, полках, ячейках, в ящиках, контейнерах, мешках и другой таре.
Размещение материальных запасов обеспечивает их надлежащее хранение, быстрое отыскание, отпуск и проверку наличия.
К месту хранения материальных запасов прикреплены ярлыки, а на ячейках (ящиках) сделаны надписи с указанием наименования материала, его отличительных признаков (марка, артикул, размер, сорт и т.п.), номенклатурного номера, единицы измерения и цены.
На складе соблюдается режим хранения материальных запасов.
Учет движения и остатков материалов ведется в карточках учета материалов.
При поступлении каждому наименованию, сорту и марке материалов присваивают специальное обозначение — номенклатурный номер. Карточки учета открываются на календарный год. При этом заполняются реквизиты, предусмотренные в карточках: номер склада, полное наименование материальных ценностей, сорт, артикул, марка, размер, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, год и другие реквизиты.
На каждый номенклатурный номер материала открывается отдельная карточка.
Карточки регистрируются бухгалтером ООО «Эко-Сервис» в специальном реестре. При регистрации на карточке ставится номер карточки и виза бухгалтера.
В карточках складского учета заполняются реквизиты, характеризующие места хранения материальных ценностей (стеллаж, полка, ячейка и т.п.).
На основании оформленных в установленном порядке и исполненных первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных, других приходных и расходных документов, делаются записи в карточках с указанием даты совершения операции, наименования и номера документа и краткого содержания операции (от кого получено, кому отпущено, для какой цели).
В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном документе, записывается отдельно. При совершении в один день нескольких одинаковых (однородных) операций (по нескольким документам) может быть сделана одна запись с отражением общего количества по этим документам. В этом случае в содержании такой записи перечисляются номера всех таких документов или составляется их реестр.
Записи в карточках делаются в день совершения операций и ежедневно выводятся остатки (при наличии операций).
В конце месяца в карточках выводятся итоги оборотов по приходу и расходу и остаток.
По истечении календарного года на карточках складского учета выводятся остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются (в них делаются отметки: «остаток перенесен в карточку 200_ года N...»), брошюруются.
Карточки могут вестись (продолжаться) и в следующем календарном году. В необходимых случаях новые карточки могут закрываться и открываться в середине года.
Заключение:
Материалы – вид запасов. Материалы относятся к оборотным средствам предприятия. Характерной особенностью данных средств является то, что они потребляются в соответствии с установленными нормами расхода, полностью переносят свою стоимость на продукцию, составляя ее материальную основу.
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости их заготовления, а списываются в производство одним из четырех методов:
- по средней себестоимости;
- ФИФО;
- ЛИФО;
- по себестоимости каждой единицы.
В настоящее время по учету производственных запасов вообще и по учету поступления производственных запасов на предприятие в частности, действует достаточно большая нормативная база, определяющая основные понятия в области учета. Большие права даны бухгалтеру при учете производственных запасов в выборе Учетной политики. У бухгалтера есть Типовой план счетов, на основе которого он может составить рабочий план счетов. Бухгалтерский учет в ООО «Эко-Сервис» ведется согласно Положению о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Плану счетов бухгалтерского учета и другими нормативными актами, документами с учетом изменений и дополнений.
В Учетной политике ООО «Эко-Сервис» установлена единая методика отражения в бухгалтерском учете и отчетности отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в течение отчетного года. Учет процесса приобретения материальных ресурсов, списываемых в производство осуществляется, по средней себестоимости. Этим способом можно определять стоимость любых израсходованных материалов, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Сплошное документирование всех операций ведется путем составления первичных учетных документов. Учетной политикой предприятия предусмотрено применять журнально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета с применением ручной и механизированной обработки документов, вести журналы ордера и вспомогательные ведомости. При этом использовать бухгалтерскую программу «1-С:бухгалтерия». Также на бухгалтерскую службу организации возложена контрольная функция. Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя бухгалтерской службой и должностными лицами.
На материалы, запасные части, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика грузоотправителя расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.). Для получения материалов, запасных частей со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются складу, как основание для приемки и приходования материалов. Принятые материалы, оформляются приходным ордером.