Введение:
Доходы, начисленные работникам организации в виде выплат и вознаграждений, по трудовым и гражданско-правовым договорам облагаются единым социальным налогом.
Единый социальный налог введен в действие на всей территории России с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000г. N 118-ФЗ «О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с учетом изменений.
Единый социальный налог уплачивается в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды (федеральный и территориальный) обязательного медицинского страхования РФ. Контрольные функции по уплате ЕСН переданы налоговым органам.
Средства единого социального налога аккумулируются для решения тех социальных задач, для которых введены взносы в государственные внебюджетные фонды.
С 1 января 2005г. вступил в силу Федеральный закон N 70-ФЗ от 24.07.2004г., которым внесены изменения в ст. 241 «Ставки налога» НК РФ, устанавливающую размеры ставок ЕСН.
Изменены в сторону уменьшения размеры ставок ЕСН, их распределение между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами максимальная ставка ЕСН в целом, без разбивки по федеральному бюджету и внебюджетным фондам составляет 26%.
С 1 января 2006г. ставки единого социального налога пересмотрены, однако их общая ставка не изменилась и составляет 26%.
Необходимо отметить, что в свете постоянно меняющегося законодательства в области налогообложения данная тема представляет определенный интерес для изучения и является актуальной на своевременном этапе развития экономических отношений.
Целью написания дипломной работы является изучение действующей системы учета и контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению на примере ГУ ЦЗН Барышского района, а так же выработка предложений по совершенствованию учета и контроля данных расчетов.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и значимость единого социального
налога;
- рассмотреть состав выплат в пользу работников, на которые начисляются платежи единого социального налога;
- изучить порядок ведения бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
- ознакомиться с порядком уплаты единого социального налога;
- раскрыть порядок предоставления отчетности;
- изучить контроль отчислений единого социального налога;
- наметить пути совершенствования учета и контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Глава 3:
Контроль проводится должностными лицами в пределах своей компетенции посредством документальных проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом.
Решение о проведении проверки филиала и представительства налогоплательщика - организации независимо от проведения проверок самой организации принимается руководителем.
По результатам проверки составляется акт. Акт ревизии должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
В акте подлежат отражению все выявленные в процессе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. Акт проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Вводная часть акта ревизии представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике.
Вводная часть акта ревизии должна содержать:
- номер акта проверки;
- полное и сокращенное наименование проверяемой организации;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- наименование места проведения проверки;
- дату акта проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности, с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
- период, за который проведена проверка;
- даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации;
- фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (ее филиала или представительства) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде;
- адрес места нахождения организации;
- сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие - выборочным методом;
- иные необходимые сведения.
Описательная часть акта ревизии содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.
Содержание описательной части акта ревизии должно соответствовать следующим требованиям:
- объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком деяний (действий или бездействия);
- полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений;
- четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского учета;
Заключение:
В нашей стране в 1990 годах возникла потребность в приведении законодательства в соответствии с изменившимися условиями управления экономикой страны (переход к рынку). В связи с чем, производится рефомирование налоговой и бюджетной сфер. В связи с чем, были заложены основы для создания внебюджетных фондов и введен единый социальный налог.
В первой главе дипломной работы раскрываются сущность и необходимость социального страхования и обеспечения.
Внебюджетные фонды созданы для мобилизации денежных средств на федеральном уровне для оказания социальных выплат социально-незащищенным слоям общества (выплаты пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособий женщинам, находящимся по уходу за ребенком до полутора лет и другие).
Данные выплаты осуществляются согласно федеральным законам и пользуются ими большие число граждан России. В связи с чем, любые изменения, происходящие в области социальной защиты населения, привлекают большое внимание со стороны жителей Российской Федерации.
В дипломной работе рассмотрены вопросы организации, порядок документирования отчислений в единый социальный налог, порядок исчисления авансовых платежей во внебюджетные фонды, ведение синтетического и аналитического учета заработной платы.
Результаты исследования были выполнены с использованием практического материала на Государственном учреждении – Центра занятости Бырышского района и составили основу выполненной работы.
Для начисления авансовых платежей по единому социальному налогу в учреждении используется неунифицированный документ Расчет налоговой базы и сумм, исчисленных авансовых платежей по единому социальному налогу, в которых главный специалист производит исчисление авансовых платежей.
Исчисленные авансовые платежи по каждому внебюджетному фонду раздельно отражаются в индивидуальных и сводной карточках налогового учета. Исчисленные платежи перечисляются платежными поручениями в каждый фонд отдельно.
По итогу за каждый квартал в отделе казначейства составляются Расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу, которые представляются в органы Фонда социального страхования и налоговым инспекциям.
При проведении контроля по ведению налогового учета в учреждении, правильности исчисления авансовых платежей, своевременности уплаты платежей и представления отчетности по единому социальному налогу не было выявлено ни ошибок, ни недочетов в работе Государственного учреждения – Центра занятости Бырышского района.
Этот факт свидетельствует о том, что специалист, ответственный за данный участок, является опытным, знающим, аккуратным исполнителем. Можно отметить, что работа главным бухгалтером организована хорошо.
Заполнение отчетных документов для Фонда социального страхования и налоговой инспекции осуществляется вручную, так как программа «1С:Бухгалтерия» имеет некоторые недостатки и автоматизированное заполнение указанных отчетов производится неверно. Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации.