Введение:
Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда - качество товаров и услуг. Поэтому проблемы качества были и остаются актуальными. Обеспечение качества производимых товаров и услуг является залогом того, что организация не прекратит свое существование. Система менеджмента качества - весьма эффективный инструмент эволюционного совершенствования деятельности организации и источник экономических выгод. Также качество продукции и услуг является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке, т.е. обеспечивает конкурентоспособность в условиях рыночной экономики. Не стоит забывать и то, что сертифицировать образовательную услугу обязует государство.
Целью данного дипломного проекта является выяснение того, каким образом создается система менеджмента качества и для чего, на чем она основывается и какими документами сопровождается. Реализация поставленной цели осуществляется на примере отдела стандартизации и качества Института Дистанционного Образования Ульяновского Государственного Технического Университета (далее ИДО УлГТУ).
Отдел стандартизации и качества является структурным подразделением ИДО УлГТУ.
Отдел стандартизации и качества ИДО УлГТУ создает систему менеджмента качества на основе международных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001:2001 для института. Так как отдел относится к высшему учебному заведению, то система менеджмента качества распространяется на образовательную услугу, жизненный цикл которой имеет следующий вид: маркетинг – проектирование – отбор абитуриентов – учебно-организационная деятельность – методическая деятельность – учебный процесс.
В настоящий момент ИДО УлГТУ находится на стадии внедрения СМК, т.е. уже задокументированы все требования ГОСТа Р ИСО 9001:2001.
Глава 4:
Для упрощения процедуры применения рекомендаций необходимо использовать программное обеспечение системы менеджмента качества. Кроме стандартных программ MC office, ИДО УлГТУ применяет автоматизированную систему обучения (АСО 2), которая участвует в учебном процессе.
Данная система включает:
- бухгалтерско – финансовая служба и материально – техническое обеспечение;
- ввод результатов тестирования;
- деканат;
- запросная систему по абитуриентам;
- формирование заявления на перезачет;
- конструктор статистических документов по абитуриентам и студентам;
- отдел кадров;
- перевод в студенты;
- приемка;
- приемная комиссия;
- регистрация абитуриентов;
- схема взаимодействия учебной части ИДО УлГТУ с подразделениями
ИДО;
- тестирование;
- формирование групп.
АСО 2 автоматически систематизирует все данные, что обеспечивает легкий доступ к необходимой информации, ускоряет и упрощает весь учебный процесс, избавляет работников ИДО от повторных манипуляций, а так же значительно снижает вероятность ошибки, соответственно повышает уровень системы качества.
Заключение:
Отдел стандартизации и качества ИДО УлГТУ находится на стадии внедрения СМК. Основное уже сделано: политика разработана; цели, обязательства и задачи определены; сектор стандартизации и качества создан; смета расходов составлена; договор с консультантом заключен (научным консультантом является Ефимов Владимир Васильевич); все процессы задокументированы; документация разработана; первый внутренний аудит проведен, несоответствия выявлены, корректирующие действия разработаны; заявка на сертификацию подана. Все данные этапы описаны в Главах 1 и 2 дипломного проекта. Но предстоит добиться еще многих целей.
В дальнейшем необходимо будет поддерживать СМК в актуальном состоянии, регулярно проводить внутренние аудиты, выявлять несоответствия, принимать меры, непрерывно улучшать качество.
Для этого необходимо будет выполнить ряд рекомендаций, которые разработаны в Главе 3 данного дипломного проекта, а обоснованы в Главе 4.
Так же необходимо будет учитывать эколого-правовые аспекты разработки системы менеджмента качества, которые описаны в Главе 5.
Если будут соблюдаться все необходимые условия, со временем система менеджмента качества ИДО УлГТУ приобретет идеальную структуру, функционировать будет безотказно, соответствовать Международным стандартам ИСО 9000, в частности ГОСТ Р ИСО 9001:2001, будет полностью. Все это обеспечит ИДО УлГТУ конкурентоспособностью, эффективностью деятельности в целом, соответствием услуг требованиям потребителей, успешным управлением персоналом, снижением затрат на внешние и внутренние потери, снижением затрат на управление и прочие экономические выгоды.