Введение:
К числу крупных источников дохода бюджета относится налог на доходы с физических лиц, т.к. его уплачивают, практически со всех видов дохода, полученных в течение года. Налог на доходы физических лиц в общей сумме собираемых в стране налогов стабильно занимает четвертое место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль и является, таким образом, основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и в еще большей степени – местных бюджетов.
Прежние правительства, изыскивая средства для пополнения бюджета, в основном пытались повышать налоги и отменять существующие льготы. Обосновывалось это примерно так: заставим людей богатых пополнять бюджет (введем для них повышенную ставку подоходного налога, повысим налоги на владельцев недвижимости, дорогих автомобилей и др.), зато бедные и средние слои населения при этом не пострадают.
Практика показала, что увеличение налогов - путь тупиковый. Богатые люди продолжают успешно скрывать и вывозить за рубеж свои доходы. С введением в действие с 1 января 2001 года Налогового Кодекса РФ происходит реформа налоговой системы. Масштабная реформа, конечно же, невозможна без взаимного согласия парламента, Правительства, субъектов Российской Федерации, бизнеса и широких слоев населения. Сейчас, на наш взгляд, сложились самые благоприятные политические и экономические условия для ее проведения.
Основные направления реформы - это снижение налоговой нагрузки, сокращение числа налогов, рационализация остающихся налогов, улучшение налогового администрирования и в конечном итоге - создание стабильной, понятной и предсказуемой налоговой системы, привлекательной для инвестиций и способствующей экономическому росту. Наиболее важные меры, которые предусматриваются в рамках реформы, состоят в отмене оборотных налогов, исправлении многочисленных деформаций в налоге на прибыль и в некоторых других налогах, снижении совокупной налоговой нагрузки на заработную плату.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налог на доходы физических лиц является одним из важнейших экономических регуляторов. От того, насколько правильно построена система взимания налога на доходы физических лиц, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налог на доходы физических лиц на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах налогового реформирования, равно как и острой критики.
Глава 3:
Страховая схема реализована следующим образом. Страховая компания выплачивает физическим лицам страховые выплаты по долгосрочному страхованию жизни. Заинтересованное предприятие напрямую или с помощью налоговых посредников перечисляет деньги в страховую компанию по различным договорам страхования, Сотрудники предприятия заключают со страховой компанией договоры долгосрочного страхования жизни с выплатой ренты или аннуитетов (регулярных платежей), и деньги, полученные от предприятия, выплачиваются сотрудникам. В соответствии со ст. 213 Налогового Кодекса РФ выплаты по долгосрочному страхованию жизни (в пределах полученного страхового взноса) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Для того чтобы выплаты были достаточно велики, применялась идея с большим банковским кредитом, получаемым сотрудником, который в качестве страхового взноса передавался страховой компании. Возврат кредита осуществлялся за счет ссуды от страховой компании, в большинстве действующих у страховых компаний правил страхования жизни разрешено выдавать страхователям ссуды в размере, не превышающем страховой взнос. Таким образом, деньги, полученные в банке, проводились через страховую компанию и возвращались в банк, а страховая компания становилась осуществлять выплаты по страхованию жизни. Во избежание привлечения излишнего внимания платежи по данной схеме проводились траншами, что существенно усложняло документооборот [41, с.236-239].
Есть две основные проблемы реализации зарплатных схем: текучесть кадров и колебания самих сумм заработной платы. То есть любая схема должна быть сконструирована так, чтобы была возможность замены участников и корректировки выплат (премирование).
Для обеспечения корректировки размеров выплат часто заработная плата разделяется на оклад и премию. В случае проступка работника происходит не уменьшение зарплаты, которое достаточно трудно правильно оформить, а невыплата премии, что не требует особого оформления.
Распространенным способом, реализующим возможность изменения условий сделок, заключенных для обеспечения выплаты заработной платы, является использование доверенного лица. Сотрудники при оформлении договоров подписывают доверенность на отдельное лицо, в силу которой это лицо может заключать и подписывать от имени доверителя любые изменения к данным договорам.
При переходе от схемных выплат зарплаты к официальным может возникнуть несколько проблем. Самой болезненной из них является разделение новых налоговых затрат между организацией-работодателем и работниками. Очень часто при обсуждении вопросов, связанных с вариантами выплаты зарплаты, упоминается пенсионное обеспечение. При этом, однако, наиболее распространенное мнение о том, что при схемных выплатах зарплаты происходит серьезное ухудшение будущего пенсионного обеспечения работников, является не совсем точным. Такое ухудшение может касаться только сотрудников предпенсионного возраста. В соответствии с действующим пенсионным законодательством в ближайшие годы никакой связи между заработной платой и пенсией практически не будет, поскольку пенсия имеет явно заниженный уровень.
Многие сотрудники организаций, которые перешли только на официальную зарплату, сталкиваются с неприятным открытием – болеть становится невыгодно. Чем больше зарплата, тем больше убытки временно нетрудоспособного работника. Это вызвано тем, что пособие по временной нетрудоспособности ограничено суммой 11700 рублей в месяц (Закон РФ от 11.02.2002г. №17-ФЗ). При применении же схем обычно работодатель на временную нетрудоспособность по болезни не обращает внимания.
При применении зарплатных схем, руководителю и бухгалтеру необходимо помнить, что подобные действия находятся в зоне особого внимания налоговых органов.
Заключение:
Значимость налога на доходы физических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений.
Налогообложение доходов охватывает практически все категории населения и экономически возможные формы дохода, что наделяет его потенциальной справедливостью. Оно наиболее полно отвечает одному из основных принципов налогообложения – равнонапряженности, когда сумма налога в идеале зависит от платежеспособности плательщика. Кроме того, источник уплаты в налоге на доходы физических лиц и объект налогообложения совпадают в отличие от имущественных налогов.
Несмотря на все преимущества как для граждан, так и для государства, налог на доходы физических лиц обладает рядом недостатков, связанных с особенностями объекта обложения и механизма взимания, что дает большую возможность для уклонения от его уплаты. Поэтому нет ни одной налоговой системы, в которой бы налогообложение доходов граждан не подвергалось изменениям, чаще всего представляющим собой борьбу государства с уходом от налогообложения. Изменение налоговых ставок, расширение объекта обложения, сокращение льгот не всегда преследует лишь фискальные интересы. Часто налогообложение физических лиц выступает инструментом регулирования социально-экономических процессов. Учитывая, что в Российской Федерации налог на доходы физических лиц фактически является налогом на заработную плату, во многом из-за высоких ставок, особенно принимая в расчет отчисления в социальные внебюджетные фонды, переход к плоской ставке налога вкупе с усилением ответственности за соблюдение налогового законодательства может, по моему мнению, в значительной степени стимулировать исполнение налогоплательщиками своих обязательств. Принципиальным новшеством стало введение социальных налоговых вычетов на обучение и лечение (включая расходы на оплату медицинских услуг и лекарств). То есть те, кто платит за образование (свое или детей) или за лечение, смогут уменьшать свой подлежащий налогообложению доход на сумму расходов, правда, не более чем по 25 тыс. рублей в год на то и на другое.
Следует отметить, что во второй части налогового кодекса предусмотрено взимание налога на доходы с физических лиц и по повышенным ставкам. Так, стоимость выигрышей на тотализаторах, в лотереи, и в другие, основанные на риске, игры (а за этим стоят, как правило, очень обеспеченные люди) облагается по ставке 35 процентов. Увеличена ставка налога до 30 процентов с сумм дивидендов и доходов физических лиц нерезидентов. Все вышеперечисленные меры, по моему мнению, могут служить повышению поступлений налога на доходы физических лиц, а также достижению справедливости при налогообложении доходов.
Анализ учета налогообложения работников ООО «Фирма Модуль-91» показал, что учет ведется в соответствии с действующим законодательством. Работники получают следующие виды доходов: заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, материальная помощь, премии. Также производились готовой продукцией и работнику был выдан заем под 6% годовых, при этом возникла материальная выгода, которая также подлежит налогообложению. Учет сумм доходов в пользу физических лиц в ООО «Фирма Модуль-91» отражаются в течение года в "Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (форма N 1-НДФЛ). Стандартные и имущественные вычеты предоставляются на основании заявления с приложением всех необходимых документов.