Введение:
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.
Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества. Самые посвященные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.
Актуальность исследований судебной власти в России обусловлена необходимостью поиска путей и методов успешного продвижения очередной судебной реформы, испытывающей известные трудности в достижении поставленной цели – утверждения правильной организации правосудия.
Институт судебной власти для российского государства относительно молодой; о нем можно говорить лишь в контексте утверждения в теории и практике отечественного конституционализма идеи и принципа разделения властей, структурного и функционального обособления судебной от других ветвей государственной власти – законодательной и исполнительной.
Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей.
«Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации».
Глава 4:
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Конституция четко определяет место и роль судебной власти в системе государственного механизма РФ и разделения властей. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции страны, действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов РФ.
На это Верховный Суд РФ ориентировал и нижестоящие суды. Так, учитывая новизну, высокий правозащитный потенциал новой Конституции, а также отставание действовавшего законодательства от ее норм и обусловленные всем этим изменения ситуации в сфере правосудия, было принято специальное постановление Пленума Верховного Суда РФ. В частности, исходя из закрепленного в ней положения о высшей юридической силе и прямом действии Конституции, ориентировал суды на непосредственное применение в необходимых случаях ее норм, а также норм международного права.
«Судопроизводство в Верховном Суде РФ ведется на русском языке – государственном языке РФ. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют.
…Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты общеизвестные категории гражданских, уголовных и административных дел, ноне раскрыто содержание «иных дел», что должно быть истолковано, как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции».
Заключение:
Эволюционный переход России к гражданскому обществу и правовому государству особенно отчетливо высвечивает и актуализирует следующую дилемму: суд как орган государственной власти и закона – это первенство государства перед обществом, его приоритет. Суд как орган не только государственной власти – закона, но в значительной части и права – это первенство общества, в котором государство и закон выполняют необходимые, но целиком подчиненные интересам общества и контролируемые обществом функции.
Разумеется, в глобальной проблеме соотношения общества и государства все не может быть сведено к судам, но и не видеть особо значимую роль судов, с учетом их особой продвинутости в ткань общества и тех проблем, которые они решают в повседневной жизни общества, было бы неверным. Сущность правового государства наиболее непосредственно и полно проявляется в деятельности органов правосудия.
Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности судов Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об¬щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион¬ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.
В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем ус¬тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Кон¬ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности ис¬полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий¬ской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.