ВВЕДЕНИЕ
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям.
Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества. Самые посвященные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.
Актуальность исследований судебной власти в России обусловлена необходимостью поиска путей и методов успешного продвижения очередной судебной реформы, испытывающей известные трудности в достижении поставленной цели – утверждения правильной организации правосудия.
Институт судебной власти для российского государства относительно молодой; о нем можно говорить лишь в контексте утверждения в теории и практике отечественного конституционализма идеи и принципа разделения властей, структурного и функционального обособления судебной от других ветвей государственной власти – законодательной и исполнительной.
Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей.
«Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации».
Название «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности. Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции.
Исходя из актуальности выбранной темы дипломной работы была сформулирована цель ее написания, которая состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых основ судебной власти РФ.
Для достижения поставленной цели требуется решение ряда задач, а именно:
– изучение истории становления института судебной власти в России;
– характеристика организации деятельности судов;
– определение полномочий судов Российской Федерации.
– определение демократических принципов современного судопроизводства в России.
Для решения этих задач анализировались нормативно-правовые акты, научная и периодическая литература.
Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.
«В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением».
21 июля 1994 года после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ Закон о конституционном суде стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 года).
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ разрешает дела о:
1) соответствии Конституции РФ:
– федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
ЛИТЕРАТУРА
Нормативный материал
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Бек, 2000.
2. Федеральный конституционный закон о Конституционном суде РФ // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 15.12.2001 г.).
4. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изменениями от 4 июля 2003 г.).
5. Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном суде РФ» от 8 января 1998 года // Российская газета, 1999, 18 марта.
6. Закон РФ «О статусе судей в РФ».
7. Закон «О финансировании судов РФ» от 10 февраля 1999 года.
8. Закон «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» от 3 декабря 1994 года.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2000.
Учебная литература
10. Алексеев С.С. Возвращение к истокам от нашего убогого, лживого, бессильного права. // Независимая газета. – 6 ноября 2001.
11. Баглай М.В. Правовое государство: от идеи к практике. // Коммунист. – № 6, 1999. – С. 43.
12. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Бек, 2002.
13. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1999.
14. Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. – М.: Юристъ, 2002.
15. Беленков Р.А Правоохранительные органы. – М.: Приор, 2000.
16. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ. – М.: Спарк, 2001.
17. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1999.
18. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
19. Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы. – М.: Новый юрист, 2001.
20. Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII – первой половине XIX века (историко-правовое исследование). – М.: Юридическая литература, 1999.
21. Ефремова Н.Н. Владимирова В.В. Конституция – Основной Закон государства // Национальная идея России, 2002.
22. Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: пути утверждения идей и ценностей правосудия // Политико-правовые ценности: история и современность, 2000. – № 6. – 27-31.
23. Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: традиции, новации, проблемы // Государство и право, 2003. – №11. – С. 85-91.
24. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. // Под ред. Славина А.М. – М.: Российская энциклопедия, 1999.
25. История политических и правовых учений. Учебник для вузов – Под ред. Медведева П.Р. – СПб.: Эксмо–Про, 2001.
26. Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право России. – М.: Юридическая литература, 2002.
27. Кононенко А.И. Мировой суд // Российская юстиция. – 1998. – № 11. – С. 5.
28. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. // Государство и право. – № 6, 2001. – С. 3-4
29. Лебедев В. Правосудие // Российская Юстиция, 1999. – № 9. – С.2.
30. Наздратенко Е.Единая судебная система // Российская юстиция, 2001. – № 11.
31. Насырев И. Е. Экономические споры // Государство и право, 2002. – № 9. – С. 23.
32. Овсепян Ж.И. Конституционный Суд России: реформа правового статуса. // США-ЭПИ. – №9, 2003. – С. 75-76.
33. Окуньков Л. Комментарий к Конституции РФ. – М.: Бек, 1999.
34. Пахоленко Н.Б. Из истории конституционных проектов в России. – М.: Проспект, 2000.
35. Российское законодательство X-XX веков. – В 9 т. – М.: Просвещение, 1984-1994.
36. Савицкий В.М. Организация судебной власти. // Становление судебной власти в обновляющейся России, 2002. – С. 3-4.
37. Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. – М.: Спарк, 1999.
38. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования // Государство и право, 2003. – № 10. – С. 12-13.
39. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З.М. Черниловского. – М: Гардарика, 1996.
40. Чепурнова Л.В. Как сформировать корпус мировых судей // Российская юстиция, 2002. – № 4. – С. 4.
41. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юрист, 1995.
42. Чиркин В.Е. Конституционный суд // Независимая газета, 16 июня 2003.
43. Чиркин В.Е. Государственное управление. – М.: Владос, 2001.
44. Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. – М.: Проспект, 2002.
45. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации. // Государство и право. – № 4, 1999. – С. 4.
46. Эбзеев Б.С. Конституция и правовое государство. – М.: Проспект, 2001.
47. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Румянцева О.Г. Додонова В.Н. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000.