Введение:
Тема данного дипломного проекта - «Мотивация персонала образова-тельного учреждения на примере филиала БГУЭП».
В дипломной работе рассматривается мотивация персонала в сфере обра-зования. В качестве объекта для проведения исследований по рассматриваемой теме использован БГУЭП, его профессорско-преподавательский состав.
В условиях перехода к рыночной экономике государственные высшие учебные заведения, и БГУЭП не исключение, столкнулись с рядом проблем, которые сказываются практически на всех процессах управления высшей шко-лой, включая систему качества образования и кадрового потенциала высших учебных заведений. Вузы поставлены перед необходимостью самостоятельно решать свои проблемы, разрабатывать новые пути развития и принципы ме-неджмента в высшей школе. И от того, насколько сотрудники заинтересованы качественно выполнять свою работу, зависит успех продолжающихся преобра-зований в высшей школе. Система мотивации труда, социальных гарантий и социальной защиты имеет приоритетное значение в концепции кадровой поли-тики. Реформы не будут эффективны без изменения оплаты интеллектуального труда. Никакая кадровая политика не сможет изменить положение с кадрами, если она будет состоять из необеспеченных деклараций. То есть необходимо создать эффективную систему оплаты труда, которая позволила бы, во-первых, более рационально использовать и без того недостаточные средства из феде-рального бюджета, во-вторых, оптимально распределять средства между под-разделениями университета, в-третьих, привлекать на оплату труда сотрудни-ков дополнительные источники финансирования.
В деятельности вуза в условиях рыночных отношений резко возрастает роль руководящего состава, так как ответственность за финансово-хозяйственное состояние вуза, за качество подготовки специалистов ложится на плечи руководителей различного звена. Поэтому оплата их труда должна яв-ляться стимулом для повышения эффективности управления вузом.
Ни один социально-рыночный механизм не будет успешно функциониро-вать, если не будет создан мотивационный механизм, воздействующий на по-вышение жизненного уровня народа. Нет необходимости комментировать су-ществующий мотивационный механизм. Его просто нет.
Тогда возникает очередной вопрос: поставлена ли цель повышения бла-госостояния народа у нас в стране? За счет какого мотивационного механизма можно осуществить повышение жизненного уровня? Еще раз констатирую, что программной цели нет, как нет и механизма ее реализации. Какие же факторы надо привести в действие, чтобы уровень жизни в условиях рынка не снижался, как у нас, а неуклонно повышался? Прежде всего, поставленную цель можно достичь за счет таких факторов, как совершенствование систем и методов управления, рост объема продукции и услуг, усиление конкурентной борьбы, повышение уровня занятости.
Глава 3:
Материалы и исследования отечественных ученых в области мотивации персонала ВУЗа на данный момент немногочисленны. В порядке анализа и по-иска направлений повышения мотивации рассматривается исследование, про-веденное в Сибирском Федеральном округе, Иркутской области.
Далее рассмотрены проблемы образования в Сибирском Федеральном Округе, Иркутской области - их влияние на мотивацию труда работников обра-зования. Опора на исследования мотивации и демотивации профессиональной деятельности персонала ВУЗа в регионе позволит сделать соответствующие выводы относительно рассматриваемого предприятия. Для этого необходимо несколько скорректировать данные этих исследований под специфику нашего города и конкретно филиала БГУЭП.
Модернизация отечественного высшего образования происходит на фоне интенсивных социально-политических преобразований в стране, связанных с перераспределением полномочий между федеральным центром и регионами. Это отражается в появлении такой тенденции, как регионализация образования, под которой понимается активное развитие региональной системы образова-тельных учреждений всех уровней, функции которой ориентированы на удов-летворение потребностей населения в образовании с учетом географической, экономической и социокультурной специфики региона.
В Сибирском федеральном округе демографическая ситуация характери-зуется сочетанием ряда негативных тенденций и отрицательно сказывается на формировании собственных трудовых ресурсов, рост которых в последние три года не значителен и не соответствует потребностям развития экономики ре-гиона. Предпринимающиеся попытки решать проблему экстенсивным путем - за счет привлечения приезжей рабочей силы — приводят к нежелательным со-циально-культурным и политическим последствиям, несоизмеримым подчас с достигнутой экономической выгодой. В то же время, по мнению видного отече-ственного философа Э. М. Мирского, повысить экономическую активность трудоспособной части населения можно путем интенсификации социально-организационных инноваций, причем ключевую роль в реализации такой ин-тенсивной стратегии он отводит соответствующим образом ориентированной системе высшего образования.
Неблагоприятная финансово-экономическая ситуация в нашем регионе напрямую отражается на уровне доходов населения, занятого в сфере образова-ния. Низкий уровень оплаты труда в отрасли делает ее не привлекательной для молодежи и ведет к падению престижа профессии преподавателя, с одной сто-роны, а с другой - приводит к необходимости выявлять и применять в практике управления профессиональные мотиваторы, активно развивать различные фор-мы стимулирования труда в системе высшего образования.
Высшая школа в Сибири и Иркутской области в частности, развивается по тем же направлениям, что и в стране в целом. Увеличивается количество высших учебных заведений.
Заключение:
Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работни-ков к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
Макиавелли когда-то заметил, что если государю приходится выбирать между любовью и страхом как средствами управления подданными, то надеж-нее опираться именно на страх. Сегодня руководители многих предприятий и фирм действуют в русле макиавеллевских канонов, благо экономическая ситуа-ция в стране и состояние рынка труда не препятствуют этому. Слово «мотива-ция» приобрело несколько иное содержание. Работники мотивированы стра-хом. Страхом безработицы, роста цен семейной необеспеченностью. Для мно-гих руководителей мотивировать - значит заставить работать. Выжать из чело-века все, что можно. Односторонний процесс. Игра в одни ворота.
Если бы мы продолжали жить вне остального мира, если бы все достиже-ния в области управления персоналом были для нас неизвестны и на собствен-ном опыте предстояло бы прийти к их открытию, что существующий подход еще можно было бы понять и оправдать. Мы сами провели бы Хоторнский экс-перимент, по-настоящему удивившись его результатам построили бы пирамиду Маслоу, и нашелся бы собственный МакГрегор, который бы заявил: «Создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте лю-дям расти самим. Вот тогда они вас удивят». Однако все это уже было. Нам ос-тается только этим воспользоваться. Вот здесь-то и начинаются трудности.
Да, действительно, существуют организации, которые обречены на ги-бель в условиях рыночной конкуренции. Но если организация претендует на роль динамично развивающейся, то мотивация персонала является фактором конкурентного преимущества, внутренним источником развития, от которого просто нельзя отказываться.