Введение:
Прокуратура в России, являясь государственным органом, призвана охранять и защищать гарантированные Конституцией права и свободы чело-века и гражданина как самостоятельные ценности, исключать всякие попытки действовать неправовыми средствами, от кого бы они ни исходили. В совре-менных условиях судебно-правовой реформы правозащитная деятельность прокуратуры занимает особое место в едином конституционном механизме реализации прав личности.
Президент Российской Федерации В.В. Путин на Всероссийском сове-щании прокуроров справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе». Одним из весомых аргументов в пользу такого утверждения следует считать огромное количество обращений граждан за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, поступающих ежегодно в органы прокуратуры. Реализуя предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федера-ции» полномочия на обращение в суды в защиту конституционных прав и ох-раняемых законом интересов граждан, прокурорами в 2002 году было предъ-явлено в суды общей юрисдикции свыше 125 тыс. исков и заявлений, из кото-рых удовлетворены 97,7% от числа рассмотренных . В 2003 г. в интересах общества и государства предъявлено 232 тыс. ис¬ков. К материальной ответст-венности привлечены 92 тыс. наруши¬телей закона. Сумма, на которую иски удовлетворены, а также ущерб возмещен добровольно, составила почти 925 млн.руб. Восстановлены права 409 тыс. граждан .
Глава 3:
ГПК РФ предусматривает два вида пересмотра судебных постановле-ний, вступивших в законную силу, а именно пересмотр в порядке надзора и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Соответственно двум ви-дам пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, по-священы гл. 41 и 42 ГПК РФ, объединенные в разд. IV.
Следует отметить, что пересмотр судебных постановлений в надзор-ном порядке традиционно рассматривался в качестве исключительной стадии гражданского процесса, поскольку ранее лишь определенные законом долж-ностные лица были наделены правом принесения протеста в порядке надзора. В настоящее время ГПК РФ изменил процедуру возбуждения дела для пере-смотра судебного постановления, вступившего в законную силу, в порядке надзора, значительно упростив ее и приблизив к лицам, участвующим в деле. Теперь исключительность данной стадии процесса может быть связана лишь с тем, что пересмотру подвергаются уже вступившие в законную силу судебные постановления .
Надзорный пересмотр судебных постановлений, вступивших в закон-ную силу, возник в советской России, и можно считать его уникальной фор-мой пересмотра, поскольку в мире распространены апелляция, кассация и ре-визия. Надзорное производство, появившись в России, позже распространи-лось на бывшие социалистические страны Европы . В последнее время данная стадия судопроизводства переживает период кардинального реформирования во всех странах СНГ, сохранивших надзорное производство в своих процессуальных кодексах. Можно выделить основные направления, по которым идет реформирование этой стадии процесса.
Во-первых, установление временного отрезка, в рамках которого воз-можен пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу. Ранее ГПК РСФСР предусматривал возможность бессрочного (т.е. неограниченного временем) опротестования в надзорном порядке судеб-ных актов, вступивших в законную силу. Данное положение, будучи опреде-ленной гарантией проверки законности вступивших в законную силу судеб-ных актов, тем не менее не могло способствовать стабильности судебных по-становлений. В настоящее время в странах СНГ, в т.ч. и в России, происходит установление ограниченного срока, в рамках которого возможен пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений.
Во-вторых, предоставление права на надзорное обжалование судебных постановлений, вступивших в законную силу, не только перечисленным в за-коне должностным лицам, но и лицам, участвующим в деле. Здесь отражается общая тенденция на сокращение полномочий прокуратуры в гражданском процессе, в т.ч. в надзорном производстве.
Заключение:
Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие выводы.
История развития законодательства о суде и прокуратуре показывает, что прокуратура всегда была связана с гражданским судом. Какие бы измене-ния, затрагивающие статус прокурора, ни происходили, функция участия про-курора в гражданском судопроизводстве всегда сохранялась. Цель участия прокурора в гражданском процессе всегда носила ярко выраженный публич-ный характер, поскольку прокурор, участвующий в процессе, является пред-ставителем государственной власти.
Положения нового ГПК РФ, принятого в конце 2002 г., также подтвер-ждают эти выводы, хотя в значительной степени изменяют полномочия про-курора по сравнению с прежним ГПК РСФСР и дают принципиально новую трактовку института участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Если раньше прокурор был вправе обратиться в суд с заявлением в за-щиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или об-щественных интересов либо прав и охраняемых законом интересов граждан, то в новом ГПК РФ прокурор ограничен правом обращения с заявлением только в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муници-пальных образований, либо прав, свобод и законных интересов неопределен-ного круга лиц, а также в защиту прав, свобод и законных интересов гражда-нина, который в силу состояния здоровья, возраста, недееспособности или других уважительных причин не может сам обратиться в суд.
Вместе с тем новый ГПК РФ недостаточно четко прописал роль и про-цессуальное положение прокурора в гражданском процессе при обращении с заявлением и тем самым не поставил точку в уже длительное время сущест-вующих дискуссиях по этому вопросу.