Введение:
Вопрос о собственности, по сути, основной вопрос движения обще¬ства . По мысли Гегеля, «лишь в собственности лицо выступает как разум» . Для ны-нешней России эти положения не только не утратили своей актуальности, но и приобрели особую значимость, ибо станов¬ление рыночных отношений сопро-вождается процессом борьбы за объекты права собственности, за сферы влия-ния, а объемы собствен¬ности во многом определяют положение личности в об-ществе.
Охрана собственности от преступных посягательств — одна из за¬дач уголовного закона (ст. 2 УК РФ), однако на сей день в ее решении не все благо-получно. Об этом свидетельствует высокий уровень кри¬минальной активности населения страны. «Живучесть» преступлений против собственности, наря¬ду с другими факторами, обусловлена тем, что российскому населению свойст¬венна традиция пренебрежения чужим правом собственности, а члены воровского мира в известном смысле вообще отвергают право собст¬венности как социаль-ный институт . Нежелание уважать право чужой собственности, проявившееся в совершении преступления, влечет за собой причинение серьезного ущерба отдельным личностям, их коллективам, обществу в целом, государству. Кроме того, именно воров¬ство как единственное средство существования дает лицу право на вхождение в сообщество авторитетов уголовной среды. Воры-рецидивисты, будучи носителями криминальной субкультуры, хранят «запове-ди», обеспечивающие привилегии авторитетам преступного мира, защищен-ность их «кланов» от постороннего вмешательства, а также активно распро-страняют свои обычаи, нравы, психологию, тем самым криминализируя насе-ление и воспитывая новое поколение пре¬ступников. А в настоящее время суб-культурный авторитет поддержи¬вается уже даже не столько приверженностью уголовным традициям и обычаям, сколько размерами его «теневого капитала» .
Все это свидетельствует о том, что в период становления рыночных от-ношений в России проблема борьбы с преступлениями против собст¬венности не утратила своей актуальности.
Глава 4:
Действия квалифицируются как покушение на завладение транс¬портным средством, если преступник не смог завести двигатель или же завести двига-тель ему удалось, но машина не тронулась с места.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыс¬лом: лицо осознает, что незаконно завладевает транспортным средством и желает этого. Данное преступление совершается без цели хищения. У виновного нет стремления обратить чужое транспортное средство в свою или других лиц не-законную собственность. Оно завладевает им для временного использования. Примером тому может служить дело по обвинению Ш. в угоне транспортного средства. Воспользовавшись со¬стоянием опьянения и последующим сном сво-его напарника по распи¬тию спиртных напитков П., Ш. завладел автомобилем последнего, что¬бы съездить к родственникам. По возвращении машина была добро¬вольно передана потерпевшему — законному владельцу П. Поскольку Ш., завладев автомобилем без цели хищения, желая временно восполь¬зоваться им, не имел умысла обратить машину в свою собственность, его действия были квалифицированы по ст. 166 УК РФ . Если наряду с угоном транспортного средства совершается хищение -предметов, нахо¬дящихся в машине (магнито-фон, аудиоколонки, кассеты, запасные дета¬ли для автомашины и т.д.), действия квалифицируются по совокупности преступлений как завладение транспорт-ным средством и хищение.
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет. Им может быть только лицо, не имеющее законных прав на владение и исполь-зование транспортного средства. Поэтому рассмат¬риваемое преступление от-сутствует, если его самовольно используют члены семьи собственника, знако-мые, которым ранее разрешалось пользоваться им без получения предваритель-ного согласия. Не образу¬ет данного состава самовольное использование води-телем закреплен¬ной за ним машины.
В ч. 2 ст. 166 УК РФ предусмотрены квалифицирующие признаки: а) группа лиц по предварительному сговору; б) неоднократность; в) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо уг¬роза применения такого насилия.
В ч. 3 ст. 166 У К РФ предусмотрена ответственность за неправо¬мерное завладение транспортным средством без цели хищения, совер¬шенное организо-ванной группой либо причинившее крупный ущерб.
Крупный ущерб — понятие оценочное, поэтому признание ущерба тако-вым зависит от конкретных обстоятельств дела, материального положения по-терпевшего. В примечании к ст. 158 УК РФ речь идет о крупном размере. По-нятия «крупный размер» и «крупный ущерб» — близкие по значению, но не совпадающие. Крупный размер предпола¬гает только прямой материальный ущерб, оцениваемый в стоимостном выражении. Крупный ущерб предполагает и упущенную выгоду. В качестве стоимостного критерия, который тоже должен приниматься во внимание при признании причиненного ущерба крупным, сле-дует ориентироваться на сумму, в 500 раз превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на момент совершения пре-ступления. Крупный ущерб может стать результатом повреждения, уничтоже-ния транспортного средства, что требует до¬полнительной квалификации по ст. 167 или 168 УК РФ.
Заключение:
Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие вы-воды.
Расположение главы 21 УК РФ «Преступления против собственности» в Особенной части УК непосредственно после раздела о преступлениях против личности отвечает современным представлениям о месте собственности в сис-теме социальных ценностей. Право собственности принадлежит к числу важ-нейших социальных благ личности. Поэтому преступления против собственно-сти по степени их опасности для общества следует непосредственно за престу-плениями против личности.
Преступления против собственности — это совокупность общест¬венно опасных, уголовно-противоправных, виновных и уголовно нака¬зуемых деяний, посягающих на собственность.
Родовой объект преступлений против собственности представляет собой совокупность отношений, обеспечивающих нормальное функ¬ционирование экономики страны как единого, целостного организма. Видовой объект — соб-ственность как комплексное экономико-правовое понятие. Собственность как категория экономическая есть отношение индивида или определенной группы индивидов к матери¬альным благам как к своим, как к принадлежащим им. Сущность от¬ношений собственности как экономической категории заключается в принадлежности (присвоенности) материальных благ. Непосредственным объектом преступлений против собственности выступает конкретная форма собственности: частная, государственная, муниципальная, иные формы. В зави-симости от субъекта права собст¬венности меняется форма собственности, а следовательно, и непосред¬ственный объект приобретает определенную специ-фику.