Введение:
Эволюция гражданского права в области договоров, уже нашедших свое отражение в древнейшем юридическом сборнике законов, - Кодексе Хаммурапи, - получила широкое распространение во времена Римской Империи (при этом став блестящим памятником древнего права, изучающимся до сих пор) и достигла своего апогея в современности с возникновением и развитием международных договоров (сделок).
Общеизвестно, что право России в большинстве своем основано на Римском частном праве.
В Институциях Гая говорится: «135. Обязательства возникают путем простого соглашения между сторонами при купле-продаже, при найме, товариществе, доверенности». В этих классических для Римского права определениях содержания договора самым важным является необходимость для признания договора правовым обязательством наличия соглашения воли двух сторон.
И в настоящее время классификация сделок сделанная Гаем используется в Российском гражданском праве.
Гай подразделял сделки (контракты) следующим образом: «89. Рассмотрим прежде всего те, которые происходят из договора: их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением». При этом каждая их четырех названных категорий охватывала строго ограниченное число точно определенных контрактов.
Современное гражданское право России – это система норм права, регулирующая общественные отношения в области гражданского оборота.
По статистике большинством правомерных юридических действий, совершаемых субъектами гражданских правоотношений, являются сделки. Такое правовое положение сделок определяет их ведущую роль в общей системе гражданского права.
Глава 3:
Недействительные сделки с пороками содержания отличает от
недействительных сделок с нарушением других условий действительности
то, что данные юридические действия, совершенные в виде сделок, с точки
зрения своего содержания, посягают на допустимые нормативными актами
границы правового поведения. ГК РФ выделяет следующие виды таких сделок:
• сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам
правопорядка;
• сделки, совершенные с целью, заведомо противной нравственности;
• сделки, совершенные лишь для вида, без намерения создать
соответствующие ей правовые последствия (мнимые сделки);
• сделки, которые совершены с целью прикрыть другую сделку
(притворные сделки).
Самыми опасными для общественных отношений являются сделки, совершённые с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Сразу же возникает необходимость в определении понятий «основы порядка» и основы нравственности».
Доктрина гражданского права в зависимости от социально-политических, культурных и иных факторов в разное время по-разному трактует эти категории.
Пожалуй, сначала стоит обратить внимание на то, что и в Основах Гражданского законодательства СССР и в ГК РСФСР делалось указание на недействительность сделок, противных интересам государства и общества. Некоторые авторы считали, что выделение в отдельную группу сделок, совершённых с целью, противной интересам государства и общества, обусловлено только признаками субъективного свойства, полагая, что цель, противная интересам государства и общества, означает осознание в момент совершения этих сделок, что они находятся в противоречии с этими интересами, а умысел – желание их совершить и исполнить [26, с. 87].
В.К. Райхер считал, что формула «сделки, совершённые с целью, заведомо противной интересам социалистического государства и общества» включает в себя два признака: «объективный» - сделка по своему содержанию противна указанным интересам, и «субъективный» - участники сделки (или один из них) знают об этом (заведомо) и сознательно стремятся к противному этим интересам результату, совершают её именно с этой целью [22, с. 135].
Легального определения понятия «основы правопорядка» не существует.
Некоторые авторы считают наиболее целесообразным понимать под
основами правопорядка правовые устои общества, содержащиеся в
императивных нормах. Хотя определить, в каких императивных правовых
нормах содержатся правовые устои общества, а в каких нет, достаточно
сложно. Другие ученые считают понятие «основы правопорядка»
синонимом публичного порядка. Данный вывод делается на основе статьи
167 Семейного кодекса РФ, указывающей, что нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации.
В комментарии к ГК РФ под редакцией профессора О.Н. Садикова
предлагается следующее понимание данного понятия. «Основы
правопорядка - это установленные государством основополагающие нормы
об общественном, экономическом и социальном устройстве общества,
направленные на соблюдение и уважение такого устройства, обеспечение
соблюдения правовых предписаний и защиту прав и свобод граждан
Главные устои основ правопорядка в Российской Федерации закреплены В
Конституции РФ».
На мой взгляд, более оправданно под основами правопорядка понимать
установленные законом гарантии осуществления субъективных прав и
обеспечения строгого исполнения юридических обязанностей в гражданских
правоотношениях. Приведем пример недействительной сделки, совершенной
с целью, противной основам правопорядка: Банк в лице регионального
отделения на основании заключенного кредитного договора предоставил
кредит Обществу с ограниченной ответственностью. В обеспечение возврата кредита ООО заложило банку магазин "Продукты", свидетельством чего являлся заключенный между ними договор залога. До истечения срока действия договора залога ООО (продавец) и предприятие (покупатель) при участии банка (залогодержателя) заключили договор купли-продажи магазина "Продукты" с условием перечисления покупателем суммы покупки на расчетные счета банка и ООО. В случае задержки платежа покупатель обязывался уплатить залогодержателю штраф в размере 5% от стоимости магазина за каждый день просрочки. Однако на момент заключения указанных договоров залога и купли-продажи магазин "Продукты" находился под арестом по определению районного народного суда в качестве меры по обеспечению иска гражданина К. к ООО. Через некоторое время банк обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с продавца задолженности по договору купли-продажи имущества и штрафа за задержку перечисления задолженности. Удовлетворив исковые требования банка, суд нижестоящей инстанции мотивировал свое решение тем, что эти требования основаны в договорном обязательстве ответчика, предусматривающем исполнение в пользу истца. Постановлением ВАС от 17.12.96г.N3200/96 данное решение было отменено, поскольку на момент заключения
Заключение:
В настоящее время - время всё более развивающегося рынка товаров услуг и договорных отношений - сделки во всём их многообразии становятся новым языком правового и экономического общения между людьми. В течение работы над данной проблемой автор ещё раз убеждается в её важности и многогранности. Отсюда следует и сложность правового регулирования соответствующего института права.
Необходимо сказать, что правовое регулирование данного вопроса в нашем законодательстве отличается достаточной чёткостью и разработанностью и конкретизацией. Но в то же время, в теории среди различных авторов наблюдается широкое многообразие в интерпретации определённых пунктов законодательства, касающихся классификации гражданско-правовых сделок.
С точки зрения гражданского законодательства предпринимательская деятельность - независимо от того, идет ли речь о производстве, торговле, транспорте, банковских или биржевых операциях и тому подобное, - может быть представлена как совершение различного рода сделок. Сделка - один из наиболее распространенных юридических фактов.
Сделки – акты осознанных, целенаправленных волевых действий физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий.
Сделки – правомерные действия. Этим они отличаются от действий противоправных – деликтов (причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу другого лица).
Ст. 153 ГК РФ определяет понятие сделки как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, сделку характеризуют следующие признаки:
• сделка есть действие, т.е. проявленный вовне волевой акт деятельности, направленный на достижение определенной цели;
• сделка – волевой акт.
Будучи волевым актом, сделка представляет собой сочетание воли и волеизъявления.
Воля дает ответ на вопрос: " что я хочу? ", а волеизъявление - " что я для этого делаю? " Таким образом, воля есть желание, намерение лица совершить сделку. Но одной воли недостаточно, необходимо ее довести до сведения других лиц. Способы, которыми внутренняя воля выражается вовне, называется волеизъявлением.
Волеизъявление - важный элемент сделки, с которым, как правило, связывается юридическое последствие. В этом отличие сделки от события, т.е. обстоятельствам, не зависящим от воли лица.
Существует множество различных классификаций гражданско-правовых сделок. Это объясняется тем, что за основу классификации можно взять различные признаки сделки. Например, количество сторон участвующих в сделки, способ закрепления волеизъявления сторон, особенности юридического механизма, момент наступления правовых последствий, момент исполнения обязательства по сделки и т.д. существующие споры между учеными-юристами порождаются противоречиями реальной жизни, но многие из них носят, на взгляд автора, надуманный и сугубо теоретический характер, не имеющий особого отражения на практике. Но всё это, безусловно, подталкивает институт сделок к развитию, а значит и нашу страну по свободному рыночному пути.