Введение:
Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по за-конам рынка. Каждое предприятие отвечает за свою работу само, и само принимает решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике выживает тот, кто наи-лучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максималь-ного количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности. Но как предприятие само может оценить эффективность своей работы и результа-тивность использования собственных ресурсов, пока это не сделали конкуренты, просто вытеснив неудачника с рынка?
Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях перехода к рыночной экономике себестои-мость продукции является важнейшим показателем производственно – хозяйствен-ной деятельности организации. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определение рентабель-ности производства и отдельных видов продукции; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления националь-ного дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно – технических мероприятий; обоснова-ния решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства уста-ревших.
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной эко-номики.
Исследование экономических процессов начинается с отдельного хозяйствен-ного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйствен-ный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Под предметом экономи-ческого анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. Ха-рактерными особенностями метода экономического анализа являются: использова-ние системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятель-ность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаи-мосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
В данной работе учет и анализ затрат на производство продукции рассмотрен на примере предприятия ОАО «Волжские моторы».
Глава 3:
Расход материалов и материалов на единицу продукции зависит от их качест-ва, замены одного вида материалов другим, изменения структуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья и др. Сначала нужно узнать изменение удельного расхода за счёт того или иного фактора, а затем умножить на плановые цены и фактический объём производства i-го вида продукции. В результате получим прирост суммы материальных затрат на производство этого вида изделия за счёт соответствующего фактора:
МЗ xi = УР xi Цiпл VBП iф (15)
Уровень средней цены материала зависит от рынков сырья, инфляционных факторов, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспорт-ных и заготовительных расходов, качества сырья и т. д. Чтобы узнать, как за счёт каждого из них изменилась общая сумма материальных затрат, необходимо измене-ние средней цены i-го вида или группы материалов за счёт i-го фактора умножить на фактическое количество использованных материалов соответствующего вида:
МЗ xi = Цxi УР iф VBП iф (16)
При расчёте влияния факторов на сумму прямых материальных затрат на еди-ницу продукции изделия В видно, что фактические затраты сырья выше плановых по всем видам материалов, кроме текстолита. Отклонение от плана происходит за счёт количества и за счёт цены.
Фактический расход по плановым ценам меньше фактического расхода, это говорит о том, что фактические цены на материал выше плановых, что также при-водит к увеличению себестоимости продукции.
При расчёте данных показателей можно сделать вывод, что от цены и от коли-чества приобретаемых материалов также зависит повышение себестоимости про-дукции.
Необходимо искать пути снижения материальных затрат за счёт внедрения новых менее материалоёмких технологий.
Заключение:
В условиях рыночной экономики затраты на производство и реализацию про-дукции, формирующие себестоимость продукции – это важнейший показатель ком-мерческой деятельности предприятий, характеризующий степень и качество исполь-зования трудовых и материальных ресурсов, результаты внедрения новой техники, ритмичность производства, бережливость в расходовании средств, качество управ-ления. Себестоимость продукции является исходной базой для определения цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного фона - бюджета.
В данной дипломной работе подробно описан управленческий учет и анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО «Волжские моторы».
ОАО «Волжские моторы» специализированное предприятие по производству автомобильных моторов различных модификаций, кроме того, налажено производ-ство лодочных моторов и ширпотреба, вырабатывает теплоэнергию для отопления южной части города Ульяновска.
При выполнении работы было установлено следующее:
• основные правила ведения и организации бухгалтерского учета в организации установлены Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Феде-рации, Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми нормативными документами;
• бухгалтерией предприятия ОАО «Волжские моторы» используется журналь-но-ордерная форма учета, преимущества которой в том, что хронологическая и сис-тематическая записи производятся одновременно, аналитический и синтетический счета ведутся в единой системе записей. Записи в них производятся на основании первичных или сводных документов.