Введение:
В условиях развивающейся конкуренции политика управления организацией не может успешно реализовываться лишь на основе благих пожеланий и админист¬рирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производст¬венную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через фи¬нансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой поли¬тикой.
Методы и приемы финансовой политики позволяют анализировать и оцени¬вать:
- соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям;
- эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способно¬стей и возможностей влиять на управляемые процессы;
- соответствие финансово- политических установок реальным условиям и воз¬можностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.
Построение финансовой политики побуждает предпринимателей ясно пред¬ставлять намеченные цели, способы, приемы, средства, механизмы и возможности их достижения, поэтому на современном этапе развития экономики данная тема дипломной работы является актуальной.
Проведение финансовой политики требует подбора адекватных форм, спосо¬бов, приемов, средств и механизмов ее реализации.
Игнорирование финансовой политики приводит к потере целеустремленности, ясного представления целей финансового управления, к неадекватному выбору форм, способов, приемов, средств и механизмов управления финансами. Такие про¬цессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчи¬вости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными, поэтому положения и методы краткосрочной и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически значимы.
В настоящей работе рассмотрены положения, рекомендации и методы, позво¬ляющие разрабатывать и проводить краткосрочную финансовую политику, прогно¬зировать и регулировать финансовые процессы и операции тактического и стратеги¬ческого характера в соответствии с целями и задачами управления.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «УАЗ» ¬одно из ведущих автомобилестроительных предприятий, которое производит пол¬ноприводные легковые, малотоннажные и грузопассажирские автомобили, характе¬ризующиеся повышенной проходимостью и простотой обслуживания.
Цель дипломной работы заключается в изучении направлений по совершенст¬вованию финансовой политики предприятия.
Глава 3:
Шесть Финансово-хозяйственных инструментов, обеспечивающих формиро¬вание новых предприятий, расположены ниже главной диагонали матрицы. Чем ближе мероприятие к диагонали и левому верхнему углу матрицы, тем оно более подходит и практически применимо для производственной компании:
1) Присоединение к финансово-промышленной группе, на наш взгляд, наилучшее развитие событий при восстановлении платежеспособности и рест¬руктуризации данной компании, потому что, с одной стороны, финансово¬промышленная группа на это согласилась, с другой стороны, предприятие полу¬чит системную помощь во всех необходимых аспектах.
2)Слияние капиталов двух и более предприятий позволит консолидиро¬-
вать и нарастить финансовые потоки, устранить дублирование выпускаемой на рынок продукции, расширит перспективы технологического развития.
3)Выделение из действующего двух и более предприятий- мера эффектив¬ная для восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта в силу «отсечения» финансово проблемной его части, но чаще всего - за счёт интере¬сов государства как получателя налогов или собственника.
4)Преобразование предприятия в другую организационно-правовую форму обязательный этап для реформирования, например, российского жилищно¬коммунального хозяйства, в котором абсолютное большинство предприятий ¬унитарные (государственные и муниципальные).
5)Разделение имущества на два и более предприятия, мера хотя и прагма¬тичная, но из ряда нежелательных исключений. Стратегическое направление ре¬структуризации всей современной промышленности - укрупнение имуществен¬ных комплексов (слияния и поглощения).
6)Продажа предприятия как единого комплекса имущества, с одной сто¬роны, означает утрату интереса к нему прежних владельцев, но с другой сторо¬ны, для восстановления его платежеспособности это положительное событие, если найден покупатель, который видит предпринимательский (финансовый) интерес в данном приобретении.
Другие шесть Финансово-хозяйственных инструментов, обеспечивающих развитие действующего предприятия, расположены выше главной диагонали матрицы. Чем ближе конкретное мероприятие к диагонали и левому верхнему углу матрицы, тем оно более первоочередное для предприятия:
1. Продажа непрофильных активов и вспомогательных производств ¬обязательна в ряду мер восстановления платежеспособности, т. к. исключает нерациональные изъятия из финансового потока компании.
2. Концентрация финансово-сбытовых потоков через собственную тер¬риториальную сеть способствует интенсификации входящего финансового по¬тока, а также исключает налоговые расходы на ненужные посреднические тран¬сакции.
3. Финансовый лизинг энергопроизводящего оборудования даст су¬щественную экономию финансового потока, причём на длительную перспек¬тиву.
4. Листинг акций, переход на международные стандарты финансовой от¬четности - элементы рыночной стратегии каждого современного предприятия, на¬целенного на долгосрочное развитие.
5. Финансовые механизмы технологических инноваций при должной организации способствуют экономии и входящего, и исходящего финансового потока.
6. Передача в аренду имущества предприятия - временная, тактическая мера, из ряда исключений, поскольку означает, что собственное руководство не справляется с задачей максимальной загрузки мощностей.
Финансово-хозяйственные мероприятия, предложенные в рамках финансо¬вой политики по структурной оптимизации капитала предприятия, целенаправ¬ленно соотносятся с инструментарием обеспечения его финансовой состоятельно¬сти. Такая корреспонденция мероприятий обеспечивает эффективность комплекс¬ного подхода в решении проблемы финансового оздоровления промышленных предприятий для восстановления их платежеспособности.
Выбирать мероприятия из матрицы нужно следующим образом. Прежде всего, определяется конкретное направление финансовой политики (из одного квадрата главной диагонали матрицы). Если принято направление формирования новых предприятий, то в логическом соответствии с ним подбирается какое-то одно мероприятие из пяти, расположенных ниже диагонали матрицы. Если будет продолжено развитие действующего предприятия, тогда могут применяться все шесть вариантов, расположенных выше диагонали матрицы.
Таким образом, Функциональная модель оптимизации структуры капита¬ла хозяйствующего субъекта применима в матричной форме взаимодействия предложенных Финансово-хозяйственных инструментов, которые в каждой кон¬кретной ситуации сочетаются и применяются индивидуально.
Заключение:
Автомобилестроение является ведущей отраслью машиностроения и одной из ключевых отраслей, влияющих на стабилизацию процессов экономического и соци¬ального развития общества, дает импульс развитию многих отраслей, стимулирует занятость населения, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, опре¬деляет потребность в продукции многих отраслей промышленности.
На данный момент на автомобильном рынке России сложилась ситуация, ко¬торую можно оценить как активные инвестиции в условиях низкого потребитель¬ского спроса. Она вынуждает все хозяйствующие субъекты разрабатывать новую стратегию развития предприятий.
Принятие Правительством РФ решения о реструктуризации долгов ведущих предприятий автомобильной отрасли явилось стабилизирующим фактором их теку¬щего финансового состояния (снята угроза банкротства), создались условия для по¬вышения эффективности производства и сбыта продукции, что позволило повысить инвестиционную привлекательность для отечественных, и, возможно, зарубежных хозяйственных партнеров. Для данных предприятий были сформированы условия для реализации долгосрочных стратегических программ технического развития.
ОАО «УАЗ» активно работало в течение года над решением основных задач, сформулированных Концепцией развития автомобильной промышленности России, прежде всего связанных с расширением модельного ряда автомобилей и улучшени¬ем их качества, экологической безопасности по нормам ЕВРО.
В результате проведенных исследований по данной теме можно сделать вы¬вод, что финансовая политика предприятия и правильный выбор стратегии финан¬сирования и управления оборотным капиталом оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятия. Чем выше показатели оборачиваемости, тем быстрее средства, вложенные в активы, превращаются в денежные средства, кото¬рыми предприятие расплачивается по своим обязательствам.
Таким образом, в результате проведенного анализа ОАО «УАЗ» можно сделать следующие выводы:
1. При общем увеличении стоимости предприятия основное финансирова¬ние было направлено на пополнение оборотных средств. Из всех групп оборотных активов наибольшее увеличение наблюдается по статье дебиторская задолженность, что расценивается, как отрицательная тенденция. Значительный объем средств пред¬приятия в конце 2005 года отвлечен в расчеты с дебиторами - 20,7%. При этом объем товарного кредита, предоставляемого покупателям вырос за анализируемый период на 1217090 тыс. руб. Соответственно за данный период увеличилась сумма оборотных средств, доля которых возросла с 36,2% до 49,5%.
2. Большую роль в увеличении оборотного капитала играют запасы, кото¬рые за 2004 год увеличились на 357481 тыс. руб., за 2005 год - на 611359 тыс. руб. или на 27,3%, что привело к результирующему увеличению медленно реализуемых активов. Величина же денежных средств и краткосрочных финансовых вложений уменьшилась за 2004 год на 16740 тыс. руб., а за 2005 год на 1240 тыс. руб. или на 7,7%, что может в дальнейшем существенно повлиять на платёжеспособность и эко¬номическую эффективность деятельности ОАО «УАЗ».
3. Коэффициенты ликвидности, которые свидетельствуют о достаточности оборотных средств предприятия для погашения своих обязательств находятся ниже интервала оптимальных значений и имеют тенденцию к снижению, что говорит о неосмотрительной финансовой политике руководства, в частности по отношению к дебиторам.