Введение:
Как известно, большинство предприятий в нашей стране испытывает большие трудности, связанные в большей степени с нехваткой финансовых ресурсов. Следо-вательно, для устранения данной проблемы необходимо построить такую систему управления финансами на предприятии, которая позволила бы достичь стратегиче-ских и тактических целей его деятельности.
Система управления финансами, используемая большинством предприятий в современных экономических условиях порождает ряд серьезных противоречий ме-жду интересами самих предприятий и интересами государства, между рентабельно-стью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков. Поэтому разработка эффективной системы управления финансами, формирование результа-тивной финансовой политики является необходимым условием для развития любого предприятия.
Обобщение опыта отечественных предприятий в управлении финансами по-зволяет сделать вывод, что на современном этапе развития управленческой культу-ры в России происходит переход от решения простых задач (планирование и анализ движения денежных средств) к более сложным, комплексным (бюджетирование, планирование и управление капиталом, разработка и реализация финансово-экономической стратегии). Внедрение качественно новых рыночных методов управ-ления финансами позволяет снизить дефицит денежных средств, эффективно управ-лять оборотным капиталом предприятия, осуществлять анализ и управление ассор-тиментом продукции, проводить эффективную ценовую политику.
Анализ разных точек зрения по вопросу определения финансового менедж-мента позволяет сделать вывод, что общим в понимании этой категории является главное ее содержание как управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли.
Объектом дипломной работы является предприятие, занимающееся реализа-цией строительных материалов, ООО «Евросервис».
Предметом исследования дипломной работы является анализ финансовой по-литики данного предприятия.
Следует отметить, что определение финансовой политики в российских усло-виях отличается от принятого в зарубежных странах. Так, американские и западно-европейские финансисты определяют финансовую политику как управление финан-сами предприятия, имеющего своей главной целью максимизацию курса акций, чис-той прибыли на акцию, уровня дивидендов. В российских условиях это определение шире и включает набор методов для достижения стратегических и тактических це-лей предприятия. Такое значение предмета исследования в международной эконо-мике показывает актуальность темы дипломной работы «Финансовая политика предприятия».
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенст-вованию финансовой политики предприятия ООО «Евросервис».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ формирования финансовой политики предприятия в современных экономических условиях;
определение основных направлений финансовой политики, их характери-стика и особенности;
подробное изучение формирования финансовой политики ООО «Евросер-вис», характеристика ее основных направлений;
выявление основной группы факторов, влияющих на финансовое состоя-ние предприятия и эффективность его производственной деятельности;
разработка системы приемов и методов совершенствования финансовой политики предприятия.
Глава 3:
Цель использования платежного календаря – наилучшим образом обеспечить временные разрывы, характеризующиеся недостатком денежных средств. Инструмен-том здесь выступает изменение конкретных временных границ возникновения и пога-шения дебиторской и кредиторской задолженности. Составление платежного календаря позволяет заблаговременно прогнозировать потребность в денежных средствах, а, сле-довательно, корректировать приток и отток денег с целью ликвидации временных раз-рывов [29, с. 236].
Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о де-нежных потоках коммерческой организации. Составляющими элементами информаци-онной базы денежных потоков являются: документальный источник информации (при-ложение Л); сумма и срок платежей и поступления средств.
Первым разделом календаря является его доходная часть, отражающая остаток средств (на расчетных, валютных счетах, в кассе), выручку от реализации товаров, полу-чение кредитов, погашение дебиторской задолженности и прочие поступления. Во вто-ром разделе – расходной части – детализируются все предстоящие расходы и перечис-ления средств, в том числе предоставление кредита и погашение кредиторской задол-женности. Соотношение между обеими частями календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство, либо, что еще лучше, превышение доходов над расходами.
Процесс составления платежного календаря можно разделить 6 этапов.
1. Выбор периода планирования (как правило, это месяц). В организациях, где час-то изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды пла-нирования (декада, пятидневка).
2. Планирование объема продажи продукции (работ, услуг). Оно осуществляется по специальной методике с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменения остатков готовой продукции.
3. Расчет объема возможных денежных, поступлений (доходов). Смысл третьего этапа состоит в том, чтобы рассчитать величину возможных денежных поступлений. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров (за наличный расчет и в кредит). Большинство коммерческих организаций отслеживает средний период времени, который требуется для того, чтобы оплатить счета. На основе такого подхода можно определить, какая часть выручки за реализованную продукцию поступит в том же периоде, а какая – в последующем. Далее с помощью балансового ме-тода цепным способом рассчитываются денежные поступления и изменение дебитор-ской задолженности. При наличии других источников поступления денежных средств (реализация имущества, внереализационные поступления и пр.) их прогнозная оценка выполняется методом прямого счета; полученная сумма добавляется к сумме денежных поступлений от реализации за данный период.
4. Оценка ожидаемых в плановом периоде денежных расходов. К направлениям использования денежных средств относятся заработная плата работников, коммерческие и управленческие расходы, капитальные вложения, выплаты налогов, дивидендов, по-гашение банковских ссуд и другие постоянные и переменные расходы.
5. Подведение итогов показывает, будет у организации недостаток средств или излишек (приложение М).
Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денеж-ных средств на счетах и в кассе, которую целесообразно иметь в качестве страхового за-паса, а также для возможных прогнозируемых заранее выгодных инвестиций (размер минимальной суммы определяется финансовым менеджером организации).
Реальный календарь должен предусматривать конкретную дату каждого платежа. Сроки налоговых платежей целесообразно предусматривать с опережением на несколь-ко дней, чтобы иметь некоторый резерв времени на случай несвоевременного поступле-ния средств на расчетный счет, задержки получения заемных средств и т.п.
Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями (вместе с переходящим остатком средств на счетах и в кассе) означает недостаточность собствен-ных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансо-вого состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:
перенести часть непервоочередных расходов на следующий плановый период;
ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;
обеспечить полную (частичную) предоплату за произведенную продукцию, пользующуюся высоким спросом на рынке;
сократить сроки предоставления товарного (коммерческого) кредита;
ускорить инкассацию просроченной дебиторской задолженности;
использовать методы рефинансирования дебиторской задолженности – учет веселей, факторинг и пр.;
использовать политику предоставления скидок при продаже товара с учетом срока оплаты;
предпринять усилия по изысканию дополнительных источников финансирова-ния.
В последнем случае рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном фи-нансировании, т.е. определяется размер краткосрочной банковской ссуды по каждому периоду, необходимой для обеспечения планируемого денежного потока.
Если имеется «излишек» денежных средств, это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности коммерческой организации. Однако избыточный денежный поток имеет и отрицательную сторону, которая проявляется в обесценивании временно не используемых денежных средств от инфляции, потере упу-щенной выгоды (потенциального дохода) от прибыльного размещения свободных де-нежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования. В конечном итоге это от-рицательно сказывается на уровне рентабельности активов и собственного капитала коммерческой организации. Поэтому финансовому менеджеру необходимо использо-вать возможность для получения дополнительного дохода путем инвестирования «из-лишних» денежных средств, скажем, в высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги (государственные облигации).
Заключение:
В настоящее время любое предприятие независимо от его организационно-правовой формы, стадии жизненного цикла, вида и масштаба деятельности, как в условиях динамично развивающейся экономики, так и в условиях глубочайшего кризиса стремится добиться такого положения на рынке, которое позволило бы ему достичь желаемого финансового результата, а именно, максимизировать выручку при минимизации затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Для этого целесообразно совершенствовать систему управления финансами и разраба-тывать наиболее эффективную финансовую политику для каждого конкретного предприятия, находящегося в определенных экономических условиях.
Финансовая политика предприятия вырабатывается под влиянием экономиче-ской политики государства. Целью разработки финансовой политики предприятия должно являться построение эффективной системы управления его финансовыми потоками, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей дея-тельности предприятия.
Финансовая политика предприятия состоит из следующих составляющих:
разработка учетной и налоговой политики;
выработка кредитной политики;
управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
выбор дивидендной политики;
формирование ценовой политики.
К первоочередным стратегическим задачам разработки финансовой политики можно отнести следующие:
максимизация прибыли предприятия;
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
создание эффективного механизма управления финансами;
оптимизация структуры капитала предприятия, то есть обеспечение опти-мального соотношения между собственными и заемными средствами и обеспечение его финансовой устойчивости;
достижение прозрачности финансово-экономической информации пред-приятия для собственников, инвесторов и кредиторов и т.д.
Инструментами управления финансами выступают:
анализ финансово-экономического состояния;
финансовое планирование;
оперативное управление финансами;
финансовый контроль.
Анализ учетной и налоговой политики предприятия показал, что бухгалтер-ский учет в ООО «Евросервис» ведется согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, плану счетов бухгалтерского учета и други-ми нормативными актами, документами с учетом изменений и дополнений. Бухгал-терский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией и ведется с использова-нием специализированной компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 1.4». Анали-тические и синтетические регистры бухгалтерского учета оформляются автоматизи-ровано и распечатываются не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным пе-риодом.
Первоначальная стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации по ним, при этом амортизационные начисления произво-дятся линейным способом без дополнительного списания амортизации основных средств. Срок полезного использования определяется специалистами и утверждает-ся руководителем организации.
Учет процесса приобретения материальных ресурсов, списываемых в произ-водство с целью определения их фактической себестоимости, осуществляется по средневзвешенной стоимости.