Введение:
Муниципальная собственность-имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям.
Муниципальная собственность, как и государственная, является публичной формой собственности, поэтому она строится в основном по принципу государственной власти.
Согласно, основ конституционного строя в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).
В этой области непосредственному государственному регулированию подлежит лишь установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, которое отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Под «органами местного самоуправления» понимаются особые субъекты права, выступающие в гражданском обороте, в том числе и в гражданском судопроизводстве, от имени муниципальных образований (городские, сельские поселения, районы и т.д.). Такими субъектами могут выступать городские и сельские администрации, их управления и департаменты, если они наделены правами юридического лица, и т.д. Правовая природа органов местного самоуправления аналогична природе органов государственной власти, однако в силу ст. 12 Конституции РФ они не входят в систему органов государственной власти.
Вся политическая независимость местного самоуправления в современных российских рыночных условиях должна быть обеспечена экономической самостоятельностью муниципальных образований, которая, в свою очередь, может быть достигнута только лишь при наличии достаточно полной муниципальной казны. Зависимость местных бюджетов от региональных прямо пропорциональна политической оригинальности принимаемых представительными органами местной власти решений.
Муниципальные образования проходят, в настоящее время, только период «первоначального накопления капитала», и если на данном этапе это происходит, главным образом, за счет перераспределения федерального или регионального имущества, то в скором времени органам местного самоуправления, необходимо будет вести обычную, для любого, иного субъекта гражданского (частного) оборота, права деятельность с целью приобретения имущества в собственность.
Глава 3:
ГК РФ как основной закон, призванный регулировать рыночные отношения, утвердил равенство органов местного самоуправления с иными участниками гражданских отношений - гражданами и юридическими лицами. В первую очередь это означает отказ органов местного самоуправления от своих властных полномочий в отношении других участников и подчинение общим принципам гражданского права, таким как равенство участников гражданско - правовых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, запрет злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Любое участие органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях обусловлено прежде всего необходимостью реализации публичных задач, стоящих перед ними, и это, естественно, не может не отражаться на его гражданской правоспособности.
Муниципальное образование, являясь участником частноправовых и публично - правовых отношений, очень часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а с другой - подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов.
Вся эта проблема в наибольшей степени проявляется, когда муниципальное образование не в состоянии исполнить надлежащим образом принятые на себя обязательства гражданско-правового характера и возникает необходимость применения различных мер принуждения, связанных с обращением взыскания на денежные средства или на какое-либо иное государственное имущество. Применение подобных гражданско-правовых мер в отношении государства всегда связано с вторжением в одну из сфер публичных отношений - бюджетную.
До недавнего времени иски, предъявлявшиеся к муниципальному образованию из-за невыполнения договорных или внедоговорных (деликтных) обязательств, рассматривались и решения по ним выносились в соответствии с нормами гражданского права; при этом судебные органы, как правило, не задумывались, каким образом будут исполняться принятые ими решения. Эти проблемы были полностью возложены на взыскателей и судебных исполнителей, которые в конечном счете столкнулись с трудноразрешимой проблемой: с одной стороны, есть ГК РФ с нормами об ответственности муниципальному образованию и решение суда о взыскании денежных средств, а с другой стороны, нет возможности обратить взыскания на денежные средства муниципального бюджета или на какое-либо иное муниципальное имущество по причине отсутствия соответствующих норм в публичном праве.
На преодоление конкуренции публично - правовых и гражданско - правовых норм в этом вопросе существенно отразилось принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, который упорядочил процесс принятия и учет муниципальным образованием обязательств, по которым предполагаются расходы соответствующего бюджета, а также ввел такое понятие, как иммунитет бюджета. Последний представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства возможно только на основании судебного акта, предусматривающего:
Заключение:
На основе проведенного исследования можно сформулировать некоторые выводы.
Действующее российское законодательство считает муниципальные (публично - правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права, объектами муниципальной собственности, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. Муниципалитеты как публично - правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность через свои органы местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной уставами муниципальных образований.
Гражданская правосубъектность муниципального образования как публично - правового в различных правовых системах оформляется по-разному. Часто встречается признание муниципального образования в целом или ряда его органов (учреждений) юридическими лицами публичного права. Они отличаются от обычных юридических лиц частной сферы тем, что создаются на основе устава муниципального образования и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права. Однако в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частной сферы.
Анализ организации местного самоуправления в Российской Федерации позволяет выявить общие проблемы, связанные с его становлением. Среди них необходимо выделить следующие. Имеет место несогласованность и несистемность российского законодательства о местном самоуправлении, вызванная тем, что ряд действующих федеральных нормативных правовых актов, в первую очередь принятых до вступления в силу действующей Конституции РФ, содержит положения, не соответствующие конституционно закрепленной концепции местного самоуправления. В то же время нормы, регулирующие отдельные вопросы осуществления местного самоуправления, содержатся в значительном количестве отраслевых законов и иных нормативных актов.