Введение:
По мере развития системы налогообложения в России все чаще ставились вопросы формирования налогового учета как самостоятельного вида учета и выработки налоговой политики в фирмах. Связано это было с постепенным расхождением норм системы налогового права с нормами бухгалтерского учета, вызванным разными задачами, которые они призваны решать.
Бухгалтерское законодательство идет по пути сближения с международными стандартами формирования финансовой отчетности, что влечет за собой либерализацию учета, отказ от жесткого нормативного регулирования отражения хозяйственных операций. При этом ставка делается на повышение профессионального уровня бухгалтера, который должен вести учет и формировать отчетность исходя из задекларированных принципов (например, в учетной политике фирмы) и условий хозяйствования фирмы, а не на основе типовых процедур, установленных государством.
Налоговое законодательство, в свою очередь, напротив строилось посредством жесткой регламентации процедур формирования объектов налогообложения и расчета налоговой базы по тому или иному налогу. Учитывая разнообразие хозяйственной деятельности фирмы, можно предположить, что описание в налоговом законодательстве всех хозяйственных ситуаций и порядок их налогообложения невозможно по определению. Именно поэтому законодатели постоянно вносят изменения в налоговые и другие нормативные акты, пытаясь описать и зарегламентировать все большее количество ситуаций, отчего законодательство становится негибким и зачастую противоречивым.
Глава 3:
В настоящее время Россия активно включается в процесс международной экономической интеграции, идет формирование рыночной инфраструктуры и развитие ее экономики на качественно новом уровне. Реформа экономики в нашей стране не могла не затронуть систему бухгалтерского учета и контроля. Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость формирования в стране новой формы финансового контроля-аудита. За прошедшее десятилетие были достигнуты значительные результаты в развитии аудита: принят Закон «Об аудиторской деятельности», разработаны аудиторские стандарты, созданы общественные организации аудиторов. Главная цель аудита – обеспечение контроля за достоверностью информации, отображаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Реформирование системы бухгалтерского учета, возникновение и развитие налогового учета, внедрение в российскую практику международных стандартов финансовой отчетности предопределили значительные изменения требований к аудиту. В настоящее время аудит в России также находится в стадии реформирования – идет активная адаптация международных стандартов аудита к специфике российской экономики, разрабатываются федеральные аудиторские стандарты, меняются требования к подготовке аудиторов. Аудит – это внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной фирме (компании).
В соответствии с Законом « Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения /24/.
Достижение поставленной цели путем решения целого комплекса задач напрямую зависит от вида аудита, в первую очередь, – внешнего или внутреннего, обязательного или инициативного.
Внешний аудит направлен:
Заключение:
Произведенное исследование показало, что одной из важнейших задач формирования и учет фактической прибыли является установление соответствия записей синтетического и аналитического учета выручки от реализации, фактических затрат, прибыли и прочей реализации и внереализационных доходов, записям в главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.
По итогам анализа прибыли фирма разрабатывает мероприятия, направленные на ускорение реализации продукции, снижение себестоимости, предотвращение не планируемых потерь, обращая внимание на перспективу в ближайшие периоды:
Соответствие записей синтетического и аналитического учета по счетам: 99 «Прибыль и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль» записям в главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.
Отчет о прибылях и убытках ООО «Вега» за 2003 год содержит данные для сопоставления показателей деятельности фирмы за 2003 год с соответствующими показателями 2002 года, где видно, что выручка от продажи товаров возросла на 6%, прибыль составили 39217 руб., когда за 2002 год был убыток в сумме 23470 руб.
Это говорит о том, что руководство ООО «Вега» при подведении итогов за 2002 год, разработало мероприятия на улучшение финансовой деятельности фирмы и обеспечило формирование и учет доходов и расходов, по мере их возникновения согласно статьям 271,272,273 НК РФ.
С 2003 года действует новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, расчет налоговой базы, аналитические регистры налогового учета /10/.