Введение:
Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности так как, завершая оборот средств предприятия, позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, учреждениям банка по полученным кредитам, поставщи-кам и кредиторам, по оплате труда членов коллектива.
В процессе реализации продукции (работ, услуг) формируется конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предпри-ятия - прибыль или убыток.
Готовая продукция, поступившая на склад, подлежит реализации. Реали-зация продукции (работ, услуг) представляет собой третью стадию кругооборо-та средств предприятия, и ее задачей является продажа изделий или услуг с це-лью получения средств для возмещения собственных затрат предприятия и по-лучения доли прибыли.
Выручка от продаж продукции (работ, услуг)- это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий. На размер выручки от реализации влияют: объем выпускаемой продукции, ее ассорти-мент, качество, уровень цен, ритмичность отгрузки, форма расчетов и другие показатели.
Реализация продукции является связующим звеном между производст-вом и потребителями. От того, как продается продукция, какой на нее спрос на рынке зависит, и объем производства. Объем производства, и реализации про-дукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной про-граммы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Рост объема производства и реализа-ции продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину прибыли.
Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса потребителя высококачественной продукцией.
Целью изучения учета выпуска и реализации продукции (работ, услуг) является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном исполь-зовании производственных мощностей и как результат- увеличение прибыли предприятия.
Для более полного исследования материалов по данной теме поставле-ны следующие задачи:
Глава 3:
Себестоимость реализованной продукции совпадает с данными аудита, исчисленными по журналам – ордерам субсчетов 90 счета.
В ходе проверке было проверено соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым счетам 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производ-ство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расхо-ды», 28 «Брак в производстве» записями в главной книге и балансе; также было
проверено, что материальные ценности, включаемые в себестоимость продук-ции (работ, услуг) оцениваются по средней цене реализации; материалы списы-ваются на продукцию по норме расхода на единицу выпуска по заборно-лимитной карте (сверх нормативного расхода материалов не обнаружено); спи-сание возвратных отходов производятся по цене возможной реализации; также на предприятии имеется положение о премировании т.е. положение о порядке выплаты премий за производственные результаты, в том числе вознаграждений по итогам работы за год; начисление единого социального налога производится на все виды заработка (премии, оклада, отпуска и т.д.), кроме зарплаты инвали-дов; ведение аналитического учета затрат, которые отнесены на себестоимость сверх установленных лимитов, норм и нормативов, нет.
При аудиторской проверке было проверено что, готовая продукция из производства на склад оформляется актами приемки передачи каждый день, производственная себестоимость готовой продукции ведется по конкретным заказам. Записи аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 43 «Готовая продукция» соответствуют записям в главной книге и балан-
се строка 214 графа 4. Готовая продукция оценивается по производственной се-бестоимости согласно учетной политики предприятия.
В ходе аудиторской проверки на ОАО «Чуфаровский арматурный завод» по данным бухгалтерского учета за 1 полугодие 2003 года финансовый резуль-тат от реализации продукции (работ, услуг) определен в размере 270170 руб.
Также было проверено соответствие записей синтетического и аналити-ческого учета по счетам 99 «Прибыли и убытки». Записи в балансе по стоке 470, 3 раздела Пассива, графы 4 соответствуют записям в отчете формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» строке 190, графы 3 и записям в главной книге по счету 99 «Прибыли и убытки».
Аудит проводился в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и допол-нениями), аудиторскими стандартами, а также используя внутрифирменные ме-тодики (технологии) аудиторских работ /2/.
Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить дос-таточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит суще-ственных искажений.
Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений число-вых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
В результате проведенного аудита были выявлены некоторые обстоя-тельства, обусловившие подготовку условно положительного заключения, пол-ностью изложенные в Отчете исполнительному органу ОАО «Чуфаровский ар-матурный завод».
Заключение:
Главным источником образования средств предприятия и возмещения затрат является выручка от продажи продукции (работ, услуг). От величины объема реализации зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности так как, завершает оборот средств предприятия, позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, учреждениям банка по полученным кредитам, поставщи-кам и кредиторам, по оплате труда членов коллектива.
Согласно учетной политике предприятия, бухгалтерский учет в ОАО «Чуфаровский арматурный завод» ведется согласно Закона по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации и другим нормативным докумен-там с учетом изменений и дополнений к ним. Учет ведется на основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организа-ций, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н. Форма уче-та, основана на использовании электронно-вычислительной техники, обработка учетных данных производится в специальной бухгалтерской программе «Ин-фин» версия 10.1.
Учетной политикой предприятия определяется методика расчета себе-стоимости готовой продукции, которая отражается в бухгалтерском балансе по фактической себестоимости. В целях соблюдения единой методологии бухгал-терского учета на предприятии используется единая методика определения фактической себестоимости незавершенного производства, фактической себе-стоимости готовой продукции и реализованной продукции.
Учет готовой продукции на складе ведет материально-ответственное ли-цо в карточках складского учета. Учет и движение готовой продукции на скла-де оформляется соответствующими первичными документами (приемо-сдаточными актами, накладными). Бухгалтерская служба контролирует учет на складе путем периодических проверок, проводится ежемесячная и ежегодная инвентаризация остатков готовой продукции на складе. Данные инвентариза-ции заносятся в инвентаризационные описи.
Согласно Плана счетов бухгалтерского учета готовая продукция собст-венного производства учитывается на синтетическом счете 43 «Готовая про-дукция». Отгруженная или сданная на месте продукция списывается со счета 43 «Готовая продукция»в порядке ее реализации в той оценке в которой она учи-тывается на счете 43 «Готовая продукция», по средней фактической себестои-мости. Отгрузка со склада завода производится на основании первичных доку-ментов (накладных и счетов фактур).
Процесс реализации представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Продажа продукции осуществляется на основании заключенных договоров между предприятием и покупателем. Учет операций по продаже готовой продукции осуществляется на счете 90 «Продажи». На предприятии к счету 90 «Продажи» открыты следую-щие субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», производится накопитель но в тече-нии отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового обо-рота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 Налог на добавленную стоимость», и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно списывается с субсчета 90-9 «При-быль/убыток от продаж» на счете 99 «Прибыли и убытки».