Готовая продукция — это изделия, прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соот¬ветствующие действующим стандартам, техническим ус¬ловиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре, принятые на склад или заказчиком.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обра¬щения.
Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
От выбранного организацией или предприятием метода оценки готовой продукции и признания выручки от ее реализации зависят многие показатели деятельности предприятия или организации. Одним из таких показателей, который наиболее значим на мой взгляд, является величина налогооблагаемой выручки, а следовательно, и величина чистой прибыли, которую получит организация после уплаты всех налогов и сборов.
Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции.
Списание отгруженной и проданной готовой продукции отражается в учете аналогичной запи¬сью, как и в случае использования варианта оценки готовой продукции без применения счета 40 "Вы¬пуск продукции (работ, услуг)":
Д-т сч. 90-2 "Себестоимость продаж",
К-т сч. 43 "Готовая продукция"
на сумму нормативной (плановой) себестоимости продан¬ной продукции.
Порядок организации синтетического учета прода¬жи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организации вправе опреде¬лять выручку от продажи отгруженной продукции для целей налогообложения по мере отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов или по мере оплаты. Причем, принятый налогопла¬тельщиком метод продажи продукции должен быть закреплен в его учетной политике,
Напротив, в бухгалтерском учете продажа го¬товой продукции отражается только по мере ее от¬грузки, если иное не установлено договором. При признании в учете выручки от продажи готовой продукции (право собственности на готовую про¬дукцию переходит к покупателю в момент ее пере¬дачи) ее стоимость списывается с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж".
Учет расчетов с покупателями за отгружен¬ную (проданную) готовую продукцию осуществля¬ют на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчи¬ками". При этом порядок учета продажи готовой продукции зависит от принятого в учетной полити¬ке момента продажи продукции для целей налого¬обложения и способа ее оценки с применением и без применения счета 40 "Выпуск продукции (ра¬бот, услуг)".
Если выручка от продажи отгруженной про¬дукции не может быть сразу признана в учете (в силу особых обстоятельств, оговоренных в дого¬воре поставки, например, при экспорте продук¬ции), то до момента признания выручки эта про¬дукция учитывается на счете 45 "Товары отгру¬женные".
Ее списание происходит в момент перехода права собственности к покупателю одновременно с признанием выручки. В учете составляются следую¬щие записи;
Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",
К-т сч. 90-1 "Выручка"
на сумму выручки от продажи в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю;
Д-т сч. 90-2 "Себестоимость продаж",
К-т сч. 45 "Товары отгруженные"
на сумму списанной фактической себестоимости отгружен¬ной продукции.
Аналитический учет движения готовой про¬дукции в организациях ведется по каждому виду го¬товой продукции и местам ее хранения.
Остатки продукции, прошедшей все стадии (фазы, переделы), предусмотренные технологиче¬ским процессом, а также изделий укомплектован¬ных, прошедших испытания и техническую прием¬ку (т. е. готовой продукции), отражаются в бухгал¬терском балансе по ст. 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи" группы статей "Запасы". По этой статье согласно п. 28 Методических реко¬мендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации показывает¬ся фактическая производственная себестоимость или нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции, оставшейся в остатке на складе органи¬зации.
11. Указ Президента РФ №2263 от 22.12.93 «Об утверждении временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации».
12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001.
13. Аудит в России. Законодательство. Стандарты. — М.: Изд-во “Инвест Фонд”, 1994 — 192 с.
14. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: учебное пособие. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
15. Баканов М.И. Теория экономического анализа : Учебник/ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – 4 – е изд., доп. И перераб. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 416с.
16. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000.
17. Т.Б. Бердникова. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2002 г.
18. Бюллетень Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Санкт-Петербургу «Налоги», № 15-16, август 2001 г.
19. Ковалев А.И. Анализ хозяйственного состояния предприятия / А.И. Ковалев, в.П. Привалов – 3 –е изд., испр, и доп. – М .: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 216с.
20. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета/ А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский и др.; под ред. А.С. Бакаева — М,: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 г.
21. Н.П.Кондраков «Бухгалтерский учет» 3-е издание 2001 г.
22. Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М.: ЮНИТИ. 2000.727с.