Введение:
Сегодняшняя Россия вырабатывает энергичную внешнеэкономическую политику, которая обеспечила бы интеграцию страны в мировое хозяйство, благоприятные условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развитие сотрудничества в сфере международной торговли. России нужно занять подобающее великой державе место на международной арене. Переживая серьезные трудности, остро нуждаясь в притоке иностранных капиталов и товаров, Россия стоит и перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых первоочередные - экономические.
Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями—таможенная структура, и в первую очередь таможенно-тарифный механизм. А он еще далеко не отлажен. Предстоит разработка таможенного законодательства Российской Федерации, идет формирование российской таможенной службы. Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый 28 мая 2003 г.- новый и важный этап в укреплении таможенной службы и совершенствовании правовой основы таможенного дела в стране. Протекающие при этом сложные динамичные и подчас противоречивые процессы необходимо анализировать в контексте такого события, как образование СНГ. Таможенная система Российской Федерации создается не вопреки, а на базе мировой традиции, многовекового международного и отечественного опыта.
Актуальность и недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов проблемы таможенной службы в Российской Федерации, полной информации о ней и предоставления ее всем заинтересованным лицам предопределили выбор темы и направленность данной дипломной работы. Основной ее целью является рассмотрение экономических элементов взаимосвязи таможенных и околотаможенных структур.
В соответствии с указанной целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- исследовать организационно-правовые особенности таможенной службы в Российской Федерации;
- исследовать организационно-правовые особенности околотаможенной структуры в Российской Федерации;
- определить характеристику составляющих частей таможенных органов;
- разработать рекомендации по повышению взаимосвязи между таможенными и околотаможенными структурами.
Предметом исследования дипломной работы явились вопросы методики и формирования тех или иных правовых постулатов, необходимых для отлаженности действий таможенных органов, соприкасающихся с аналогичными службами других государств. В процессе написания работы использовались законы и подзаконные акты, регламентирующие деятельность таможенных органов, методические и инструктивные материалы по таможенной службе, труды отечественных специалистов, юристов, историков.
В настоящей дипломной работе рассматривается преимущественно таможенная и околотаможенная структуры в широком смысле слова.
Правовое регулирование в сфере таможенных отношений, приобретает особое значение в связи с ликвидацией государственной монополии на внешнюю торговлю, углублением и совершенствованием международного сотрудничества, установлением партнерских отношений со все большим количеством иностранных фирм предприятий и организаций.
Глава 3:
Таможенная служба на сегодняшний день не обеспечивает надежной защиты интересов России таможенными средствами. Об этом свидетельствуют значительные недоборы сумм таможенных платежей, нарастающее год от года число раскрываемых нарушений и преступлений в таможенной сфере. Интернационализация ВЭД, норм ее регулирования обусловила значительное усиление влияния международных (всемирных, региональных) организаций в сферах международной торговли, финансов, таможенного дела на деятельность соответствующих государственных органов. Ни российская экономика, ни российские государственные институты к деятельности в такой сфере и таких условиях оказались неготовыми. Недостаточно активное участие или неучастие в работе международных организаций приводило и приводит к всевозрастающим издержкам во внешнеэкономической деятельности для России, к серьезным трудностям в попытках воспрепятствовать или эффективно противодействовать различного рода дискриминациям в торговле, защищать национальные экономические интересы на внешнем и внутреннем рынках. Чтобы использовать сложившийся международный механизм при решении конфликтных и спорных вопросов в сфере внешнеэкономических отношений, Россия должна стать активным и полноправным членом ГАТТ ВТО и других связанных с ней организаций мирового торгового сообщества. Это потребует приведение в соответствие с международными нормами торговой и таможенной политики, законодательства и нормативно-правовой базы в этих сферах, всей системы работы таможенных органов. Кроме того, и сами условия, ход проводимых внутри страны реформ, углубление рыночных отношений, структурной перестройки ВЭД требуют также опережающей и гибкой адаптации к потребностям внешней и внутренней политики России.
Преобразование таможенной службы в эффективный действенный социальный институт, охватывающий своим воздействием все основные сферы ВЭД, надежно стоящий на защите экономических интересов и обеспечивающий безопасность страны, потребовало разработки более радикальных подходов к проблемам ее дальнейшего развития. Эти подходы нашли свое выражение в правительственной целевой комплексной программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 года. В ней определены главные направления деятельности российской таможни, а также принципиальные положения по организационному, правовому, материальному обеспечению поставленных задач. В качестве механизма реализации намеченных в программе преобразований была избрана концепция модернизации.
Понятие "модернизация", широко применяемое в сферах техники и технологии, до недавнего времени не входило в категорию понятий, связанных со сферой управления. В международной энциклопедии общественных наук модернизация рассматривается как процессы общественных преобразований, социальных институтов, в результате которых менее развитые общества и их институты, приобретают черты, характерные для обществ, стоящих на более высокой ступени социального и институционального развития.
Заключение:
В данной дипломной работе мной были рассмотрены следующие вопросы:
- исследовать организационно-правовые особенности таможенной службы в Российской Федерации;
- исследовать организационно-правовые особенности околотаможенной структуры в Российской Федерации;
- определить характеристику составляющих частей таможенных органов;
- разработать рекомендации по повышению взаимосвязи между таможенными и околотаможенными структурами.
Понятия "таможенные органы" (или "таможня" как отдельная единица в системе этих органов), "таможенный контроль" неизменно ассоциируются с понятием государственной границы, поскольку и по взысканию пошлин, и по осуществлению других контрольных операций деятельность таможен всегда связана с перемещением грузов и пассажиров именно через границу. Поэтому таможни, как правило, учреждаются или непосредственно на линии Государственной границы или в пограничной зоне - в пунктах пересечения границы железнодорожными, автомобильными и др. путями.
Важной отличительной чертой и особенностью таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.
Работа таможенной службы может быть подразделена на внутреннюю (управление кадрами, бухгалтерия, хозяйственная часть, охрана собственной безопасности) и внешнюю. К внешней деятельности относятся такие операции как таможенное оформление товаров и транспортных средств, их выборочный или полный досмотр, наблюдение за погрузкой-выгрузкой товаров, прием товаров на склад и хранение, прием и отправление транзита, досмотр пассажиров и их багажа, борьба с контрабандой и др.
В работе рассмотрены основные околотаможенные структуры.
Склады временного хранения. Временное хранение является стадией таможенного оформления, на которой находятся товары и транспортные средства с. момента представления их таможенному органу и до их выпуска, либо представления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом.
Таможенный брокер. Таможенный брокер - коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Казенное предприятие не может быть таможенным брокером.