Введение:
Правовой институт «наименование места происхождения товара» извес-тен давно. Доказательства применения этих обозначений сохранились с антич-ных времен.
В древности географические указания были превалирующим видом обо-значений выпускаемой продукции. С развитием производства широкое приме-нение получили другие виды обозначений, предназначенные для того, чтобы выделить изделия одного изготовителя среди однородных изделий других из-готовителей, например, такие, как имя изготовителя. Такие обозначения посте-пенно перешли в институт фирменного наименования. На рубеже XVII-XVIII веков наибольшее распространение получили товарные знаки, которые сегодня повсеместно завладели рынком. Подтверждением этого является, например, то обстоятельство, что сейчас большинство стран мира имеют законодательства по товарным знакам.
В наше время мы являемся свидетелями своего рода возрождения внима-ния к географическим указаниям в мировой практике. Причина заключается в том, что такие обозначения связаны со специфическими особенностями марки-руемой ими продукции. При этом в условиях развития массового способа про-изводства, когда качество большинства продукции повторяемо и не зависит от места ее изготовления, возрастают роль и значение производства высококаче-ственных товаров, свойства которых иногда уникальны и определяются ис-ключительно местом их происхождения .
Правовая охрана наименований мест происхождения товаров позволит приостановить объективно существующую в России тенденцию превращения таких наименований в видовые понятия. Сегодня, к сожалению, многие ранее популярные в стране наименования мест происхождения товаров, например, такие как «Жигулевское пиво», «Вологодское масло», в силу бесконтрольности их применения со стороны изготовителей продукции и торговли превратились в видовые наименования товаров, которые включены в ассортиментные переч-ни пищевой промышленности и соответствующие стандарты на их производст-во.
Глава 4:
Действующая сегодня на территории Российской Федерации правовая база в области охраны наименований мест происхождения товаров включает в себя Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I "О товар-ных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения това-ров" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 года № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наимено-ваниях мест происхождения товаров"); Постановление ВС РФ от 23 сентября 1992г. №3521-1. « О введении в действие закона РФ «О товарных знаках, зна-ках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и ряд под-законных актов, вытекающих из закона; нормы гражданского, административ-ного, уголовного законодательства, которые могут быть применены к наимено-ваниям мест происхождения товаров; международно-правовые акты, приме-няемые на территории РФ в связи с участием Российской Федерации в Париж-ской конвенции.
Основным документом, регулирующим правоотношения в связи с наиме-нованиями мест происхождения товара, является Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 года № 166-ФЗ "О вне-сении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров") далее «Закон РФ».
Положения, относящиеся к регулированию правоотношений в связи с на-именованиями мест происхождения товаров, содержатся в Разделе II «Наиме-нование места происхождения товара» и Разделе III «Заключительные положе-ния».
Заключение:
В условиях становления различных форм собственности, развития товар-но-денежных отношений, насыщения рынка товарами усиливается роль наиме-нования места происхождения товара, представляющего собой неотъемлемый элемент рыночной экономики.
Как известно, рыночный механизм чутко реагирует на отношение потре-бителя к произведенному продукту. Потребитель либо признает, либо отверга-ет его. В этом процессе наименование места происхождения товара, являясь связующим звеном между изготовителем из конкретной местности и покупате-лем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, выступа-ет в качестве продавца, непременного участника рыночных отношений, гаран-тирующего наличие в товаре особых, неповторимых свойств.
Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуа-лизировать наименования мест происхождения товаров, в конечном счете, сти-мулирую качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать товары, обладающие особыми свойствами.
Сказанное в полной мере может быть отнесено к отечественным обозна-чениям, таким, как «Гжель», «Хохлома», «Ломоносовский фарфор», «Беломор-ские узоры», «Цимлянское игристое» и многие другие.
В связи с той ролью, которую наименования мест происхождения това-ров выполняют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма акту-альна проблема обеспечения их правовой охраны.
В условиях стабилизации рыночных отношений Закон Российской Феде-рации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-хождения товаров призван поддерживать необходимый правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, изготавливающих това-ры, обладающие особыми свойствами, и пресечению неправомерных действий, направленных на дискредитацию высококачественной, уникальной продукции. Наличие законодательства в этой области позволяет не только пресекать неза-конное использование наименований мест происхождения товаров, но и пре-дотвращать их превращение в видовые обозначения.
Введение в России правовой охраны этого объекта промышленной собст-венности направлено на повышение заинтересованности изготовителей в дос-тижении и сохранении особых свойств производимых ими товаров, на поддер-жание и стимулирование государством развития традиционных производств и промыслов.