Введение:
С развитием технологий, изменениями, происходящими в странах Восточной Европы и России, открывается новый мир предпринимательских возможностей. Происходит глобализация бизнеса, в которой политические границы теряют свою значимость, усиливается экономическая зависимость стран. В условиях формирования в России рыночной экономики необходимость в привлечении иностранных инвестиций в различные сферы хозяйственной деятельности приобретают особую актуальность. Так, по оценке Министерства экономики Российской Федерации, страна могла бы освоить в ближайшие 10-15 лет примерно 200-300 млрд. долларов иностранных инвестиций. По оценкам западных экспертов, Россия способна принимать иностранные инвестиции в объеме не менее 40-50 млрд. долларов в год. Такое широкое привлечение иностранных инвестиций возможно только в случае создания в стране благоприятного инвестиционного климата. В этой связи заслуживают особого внимания правовая регламентация отношений, связанных с вложением иностранного капитала в российскую экономику.
Во второй половине 80-ых годов прошлого столетия участники экономического оборота с иностранным капиталом назывались «совместными предприятиями». В последующем в нормативной лексике появился термин «предприятие с иностранными инвестициями». В настоящее время в научной литературе вышеуказанные словосочетания используются как тождественные.
К сожалению, вопросам правового регулирования деятельности совместных предприятий не уделено значительное внимание в правовой науке. Серьезные монографические исследования в этой области относятся к 1988 - 1993 году *.
Глава 2:
Особенность оргструктуры состоит в том, что ключевые должности занимают иностранные менеджеры, задающие свой стиль работы администрации. Позиция российской части администрации по отношению к профсоюзу однозначно положительная. Позиция иностранной части администрации характеризуется признанием неизбежности профсоюза.
Одна из главных форм взаимоотношений администрации и профсоюза – это отношения по поводу коллективного договора. Основная позиция российской части администрации состоит в том, что коллективный договор – это форма, которая существовала и ранее, она устанавливает основные отношения между администрацией и профсоюзом, придает им устойчивость, упорядоченность. Иностранная часть администрации сначала не восприняла это понятие. Но российская сторона, ссылаясь на КЗОТ РСФСР, доказала необходимость коллективного договора. Действующий коллективный договор в целом аналогичен договору предшествующего времени, хотя имеются и отличия.
Порядок подготовки, принятия, контроля, выполнения договора в основном такой же, как и прежде. В коллективном договоре имеется значительное число локальных норм, улучшающих условия труда, положение работников по сравнению с законодательством. В их число входит:
- индексирование заработной платы в соответствии с коэффициентом инфляции;
- обязательство индексировать заработную плату в случае задержки ее выплаты;
- различные выплаты, доплаты, поощрения к памятным датам, в том числе при выходе на пенсию;
- оказание материальной помощи в повышенном размере из фондов компании;
- компенсационные выплаты на питание;
- установление дополнительных отпусков в связи с событиями в личной жизни;
- выделение больших средств на медицинское обслуживание;
- отчисление на расчетный счет профкома денежных средств в размере 1,5% от фонда оплаты труда.
Заключение:
На начало 2002 года в России зарегистрировано около тридцати тысяч предприятий с иностранным участием. Основная масса реально действующих предприятий с иностранным участием приходится на сырьевой рынок, причем значительная их часть (более 60%) занимается посредничеством и консалтингом в этой области.
Российские предприятия до сих пор не утратили привлекательность для иностранных инвестиций благодаря нескольким факторам, а именно:
- наличием квалифицированной и дешевой рабочей силы, включая управленческий корпус;
- наличием производственных мощностей;
- развитостью энергетических, транспортных, коммуникационных сетей.
К сожалению, иностранцы не спешат вкладывать деньги в производственные проекты, а стремятся создавать совместные предприятия в тех отраслях, где не требуется больших капиталовложений. Вместо расширения производства многие занимаются скупкой на внутреннем рынке различного сырья с целью его последующего экспорта за рубеж. Однако в некоторых отраслях, например в телекоммуникации, здравоохранении, совместные предприятия выступают центрами внедрения передовых технологий и производства высококачественной продукции, школами подготовки квалифицированных кадров.
Анализ проблем правового регулирования и деятельности совместных предприятий в России, проведенный в рамках настоящей работы, дает возможность сделать следующие выводы:
1. Правоотношения в сфере иностранных инвестиций регулируются частным и публичным, внутренним, иностранным и международным правом. Некоторые правовые вопросы деятельности предприятий с иностранными инвестициями регулируются как материально-правовыми нормами, так и коллизионными. Коллизионные нормы содержатся в третьей части ГК РФ.