Введение:
Целью данной работы является рассмотрение договора морской перевозки груза. Этот договор на данном этапе развития общества приобретает большую актуальность. Это вызвано интеграцией в мировой экономике, частью которой Россия желает быть, а увеличение объемов морских перево-зок является индикатором интеграционных процессов . Данный договор является достаточно распространённым как во внутренних так и во внешнеэкономических транспортных операциях. Широкое применение этого вида перевозок, обу-словлено наличием ряда преимуществ, выгодно отличающих морскую перевозку груза от перевозок с использованием других видов транспорта:
• Низкая себестоимость перевозок.
• Мобильность, т.к. в зависимости от спроса суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой.
• Большая грузоподъёмность морских судов позволяет про-возить значительные партии груза.
• Неограниченная пропускная способность морских путей (ограничена только пропускная способность портов и ка-налов.).
Глава 3:
В России демередж относят к категории договорных ис-ключительных неустоек. В отечественном праве демередж не признается как возмещение убытков, поскольку его взыска-ние не поставлено в зависимость от того, действительно ли понес судовладелец убытки и каковы их размеры .
В других правовых системах нет единообразного понима-ния юридической сути демереджа, и он понимается по раз-ному, от «заранее оценённых убытков», (право Англии) и, до «компенсации просроченного времени» (право Германии).
Правовым “противовесом” условия чартера о демерёдже является условие о диспаче.
Диспач – это вознаграждение, причитающееся фрахтовате-лю за окончание грузовых работ до истечения сталийного времени. В российском законе о диспаче говорится в ст. 133 КТМ РФ. Диспач может быть установлен соглашением сторон. Ставка диспача устанавливается чартером. Обычно диспач устанавливается в размере половины ставки деме-реджа. Если размер диспача чартером не установлен, то он определяется по ставкам, обычно принятым в данном порту.
Размер диспача зависит от формулировки соответству-ющего условия чартера. Если диспач уплачивается за все сэкономленное время (all saved time), то воскресные, праздничные и другие нерабочие дни не исключаются из об-щего количества времени. При условии об оплате диспача за сэкономленное рабочее время (working time saved) или за сэкономленное сталийное время (lауtime saved) во вни-мание принимаются только сэкономленные рабочие дни.
При одновременной обработке судна силами и средствами нескольких фрахтователей сумма диспача распределяется пропорционально количеству груза каждого фрахтователя и сэкономленному им времени.
Заключение:
Договор морской перевозки груза, представляет собой достаточно сложную и многоуровневую конструкцию, которая в зависимости от пожеланий сторон договора, может быть значительно видоизменена и дополнена, чтобы больше соот-ветствовать конкретным целям и задачам сторон договора. На практике, договор морской перевозки груза может быть оформлен посредством нескольких различных договоров, та-ких как морская накладная, коносамент, рейсовый чартер либо, одновременно чартер и коносамент – каждый из спо-собов заключения договора имеет свои особенности, позво-ляющие сторонам достичь наилучшего результата:
Перевозка груза с использованием морской накладной является наиболее простой формой заключения договора морской перевозки груза. Она не содержит никаких других прав и обязанностей сторон кроме обязанности отправителя предоставить груз и оплатить перевозку и, соответственно обязанности перевозчика доставить груз и выдать его ука-занному в накладной лицу. Морская накладная используется в том случае, если грузовладельцу нет необходимости рас-поряжаться грузом до его прибытия в порт назначения и фрахтовать под перевозку всё судно или часть его грузо-подъемности.
Оформление договора по коносаменту наиболее выгодно при осуществлении перевозок небольших партий грузов в районах с развитым судоходством (судами регулярных ли-ний). Важной особенностью коносамента является его това-рораспорядительная функция, которая позволяет владельцу груза не зависеть от сроков его доставки (которые на морском транспорте достаточно велики). Порядок переус-тупки прав по коносаменту тесно связан со свойствами ко-носамента как ценной бумаги и определяется именно прави-лами о ценных бумагах.