Вступление.
Целью данной работы является рассмотрение договора морской перевозки груза. Этот договор на данном этапе развития общества приобретает большую актуальность. Это вызвано интеграцией в мировой экономике, частью которой Россия желает быть, а увеличение объемов морских перево-зок является индикатором интеграционных процессов . Данный договор является достаточно распространённым как во внутренних так и во внешнеэкономических транспортных операциях. Широкое применение этого вида перевозок, обу-словлено наличием ряда преимуществ, выгодно отличающих морскую перевозку груза от перевозок с использованием других видов транспорта:
• Низкая себестоимость перевозок.
• Мобильность, т.к. в зависимости от спроса суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой.
• Большая грузоподъёмность морских судов позволяет про-возить значительные партии груза.
• Неограниченная пропускная способность морских путей (ограничена только пропускная способность портов и ка-налов.).
К явным недостаткам можно отнести только сравнительно большие сроки доставки и ограничения, связанные с гео-графическим положением сторон договора.
Морской транспорт, может осуществлять перевозки боль-ших объёмов груза на огромные расстояния, поэтому мор-ские перевозки очень часто осуществляются между портами различных государств, вследствие чего возникает проблема правового регулирование этой деятельности. Дело в том, что в договоре морской перевозки груза достаточно часто участвуют граждане и организации одновременно нескольких государств, и, в связи с этим, возникает проблема выбора правовых норм, регулирующих взаимоотношения сторон дого-вора морской перевозки груза.
Порядок применения к отношениям по морской перевозке грузов норм международного права, национального законо-дательства Российской Федерации, и международных право-вых обычаев будет рассмотрен в моей работе.
Предметом договора морской перевозки груза является оказание услуг по перемещению, вверенных к перевозке грузов из порта отправления в порт назначения, но в то же время, этот договор включает в себя элементы многих других обязательств, таких как хранение, поручение и аренда, роль этих обязательств, их место в договоре пе-ревозки также будут рассмотрены в моей работе.
Особенностью договора морской перевозки груза является наличие одновременно нескольких независимых форм оформ-ления договора, таких, как морская накладная, коноса-мент, или чартер. Все эти документы содержат различный объём прав и обязанностей сторон договора, по-разному регламентируют их действия на разных этапах договора. Причём, эти документы могут применяться для оформления договора как по отдельности, так и в определённых соче-таниях.
2. Договор морской перевозки груза по коносаменту.
2.1. Характеристика договора морской перевозки груза, заключаемо-го в форме коносамента.
В случае, когда, грузовладельцу необходимо осуществить перевозку небольшой партии грузов, без необходимости ис-пользовать всю грузоподъёмность судна, а также, при пе-ревозке грузов судами регулярных линий (в линейном судо-ходстве), для оформления договора морской перевозки гру-за используется КОНОСАМЕНТ (также встречается название «линейный коносамент», означающее, что данный документ выдан при осуществлении перевозки в линейном судоходст-ве.)
Договор перевозки, заключаемый посредством коносамен-та, всегда является реальным, так – как для его заключе-ния всегда необходима передача груза в распоряжение пе-ревозчика. В отличие от договора морской перевозки гру-за, заключаемого по чартеру, коносамент не предоставляет под перевозку судно или часть его помещений, а только свидетельствует о принятии груза к перевозке, следова-тельно, при перевозке груза по коносаменту, на данном судне одновременно могут перевозиться грузы разных вла-дельцев. Другие юридические характеристики договора мор-ской перевозки по коносаменту аналогичны приведённым в главе 1.
При осуществлении перевозке по коносаменту отчётливо выделяются 2 различных правовых режима осуществления пе-ревозки.
Первый из них, - это перевозки в линейном судоходстве, осуществляемые на основании линейного коносамента.
Линейный коносамент - это перевозочный документ ис-пользуемый в линейном судоходстве для оформления дого-воров перевозки судами регулярных линий. Линейный коно-самент применяется как полностью самостоятельный доку-мент, и содержит всю совокупность прав и обязанностей сторон. Особенностью оформления перевозок посредством линейного коносамента является ряд дополнительных услуг (таких как погрузка, разгрузка и хранение груза), пре-доставляемых компаниями-перевозчиками при осуществлении перевозок на основании этого документа . Особенности такого договора и порядок его исполнения будут рассмотрены ниже.
Чартерный коносамент, в отличие от линейного, не явля-ется самостоятельным документом, а используется совмест-но с чартером и во исполнение чартера. По существу, это сокращённая версия обычного коносамента, используемая с целью предоставить грузовладельцу возможность распоря-жаться грузом, во время его перевозки по чартеру. Чар-терный коносамент регулирует только те положения догово-ра перевозки, которые не урегулированы чартером, - как правило, чартерный коносамент регулирует отношения между перевозчиком, и получателем груза, не являющимся фрахто-вателем. В остальном, такая перевозка осуществляется на основании чартера.
Различия между этими видами коносаментов, находят своё отражение в характеристиках и порядке исполнения догово-ра.
Предметом договора морской перевозки груза по коноса-менту является оказание услуг по перевозке предоставлен-ного груза из порта отправления в порт назначения, одна-ко, при осуществлении перевозок в линейном сообщении, эти услуги имеют свою специфику, а в частности, услуга по перевозке включает в себя в качестве дополнительных услуг хранение груза (чаще всего в порту отправки до по-грузки на судно – в этом случае груз сдаётся отправите-лем на склад судоходной компании - перевозчика), погруз-ку на судно и разгрузку груза (в линейном судоходстве это обязанность перевозчика, но оплата выгрузки груза в порту назначения может быть переведена на получателя), действия перевозчика по выдаче груза получателю в порту назначения имеют сходство с договором поручения, - здесь он действует от имени отправителя но всё это лишь части основного обязательства перевозки груза.
Список использованной литературы .
Научная литература :
- В.В.Витрянский «Договор аренды и его виды» .М.: «Ста-тут», 1999г.
- Транспортное право: Учебное пособие под редакцией Сива-кова О.В.
М.: «Былина», 1999г.
- Ю.Н.Грачёв «Транспортировка товаров при экс-портно-импортных и внутренних коммерческих опе-рациях» М.: «Былина»,1996г.
- В.Г.Ермолаев «Морское право» М.: «Былина» ,2000г.
- Гражданское право. Учебник . Часть2/Под редакцией А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого – М.: «Проспект» ,1997г.
- Международное частное право :Учебник. Богуславский М.М. М.:Юрист,1998г.
- Предпринимательское право :Курс лекций под редакцией Клейн И.М. М.-1993г.
- «Юридический справочник по торговому мореплаванию»-под редакцией Кокина А.С. М.- 1998г.
Нормативные акты :
- Конституция Российской Федерации ,-1993г.
- Кодекс торгового мореплавания Союза ССР ,принятый в 1968 году.
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации , принятый в 1999 году .
- Гражданский кодекс – часть вторая ,1995г.
- Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к аресту морских судов , - 1952 г.
- Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от за-грязнения нефтью ,-1969г.
- Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и бага-жа ,-1974 г.
- Международная Конвенция об унификации некоторых правил о коносаментах 1924 г. с Протоколом об изменении её 1968 г..
- Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям ,-1976 г.
- Конвенция ООН по морской перевозке грузов
(Гамбургские правила) ,1978 г.
- Международная конвенция о спасании ,-1979 г.
- Конвенция о борьбе с незаконными актами , направленными против безопасности морского судоходства , - 1988 г..
Материалы арбитражной практики :
- Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 11 марта 1997года №5710/96
- Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 1999 года №10/99