Введение:
Единичное и общее - известные парные категории диалектики, при этом единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, от-личный по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов; общее, напротив, есть объективно существующее сходство характеристик единич-ных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлеж-ность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Считается, что своеобразие и сходство любых явлений колеблется в диапазоне индивидуально-неповторимое - типовое. Наиболее ярким прояв-лением индивидуального является уникальность, тогда как предельным случаем типизации выступает стандартизация .
В гражданском законодательстве и в доктрине философские катего-рии единичного и общего принято обозначать соответственно через ка-тегории индивидуального и родового (впрочем, это не меняет существа вопроса), при этом оппозицию родовое - индивидуальное, как правило, связывают с предметами материального мира (вещами) и отождествляют с другой оппозицией - заменимое - незаменимое. На этом для начала и следует остановиться подробнее.
Классификация вещей в гражданском праве имеет огромное прак-тическое значение, состоящее в том, что соответствующий правовой ре-жим вещей устанавливается в зависимости от категории (класса), в ко-торую они включаются. Для подтверждения этого достаточно сослаться на подразделение вещей на движимые и недвижимые, правовой режим которых существенно различается, или на потребляемые и непотребляе-мые. Представляется, что классификация вещей в цивилистике должна основываться на признаках, отличающихся или, во всяком случае, не полностью совпадающих с критериями, используемыми при подразделе-нии вещей по их естественным свойствам. При этом следует исходить из того, что вещи являются предметами гражданского оборота, регулируе-мого нормами гражданского законодательства, а в связи с правовым ре-гулированием гражданского оборота подразделение вещей на виды (клас-сы) может не совпадать с классификацией по присущим им естествен-ным свойствам и признакам. Вместе с тем, устанавливая тот или иной правовой режим вещей, законодатель учитывает их естественные свойст-ва (например, правовой режим оружия и взрывчатых веществ должен обеспечивать безопасность их использования), учету подлежат и факти-чески учитываются также и другие факторы и обстоятельства.
Глава 2:
Исходя из того, что классификация вещей на индивидуальные и родовые не основывается на каких-то присущих самим вещам призна-ках, едва ли правильно считать, что такие вещи, как горюче-смазочные материалы, зерно, хлопок, сахар, соль, картофель и т. п., принадлежат к родовым вещам . Признание одних вещей принадлежащими к родовым неизбежно должно привести к выводу, что существуют другие вещи, ко-торые принадлежат к индивидуально-определенным, с чем нельзя согла-ситься. Действительно, вещи, обычно относимые к родовым, чаще всего выступают таковыми в обороте и определяются указанием на их род, ко-личество, качество и т. п. однако по соглашению сторон эти же самые вещи могут быть выделены из массы им подобных, индивидуализиро-ваны каким-либо способом и приобрести статус индивидуально-определенных вещей.
Среди вещей, обычно выступающих в обороте как родовые, осо-бое место занимают деньги (статьи 128, 140 ГК), которые считают не по количеству банкнот, а в суммарном выражении в соответствии с их сово-купным номиналом. Как типичный пример родовых вещей, на фоне прочих вещей деньги обладают совершенно особым статусом. А. П. Сер-геев верно обращает внимание на эту особенность денег, отмечая, что хотя "деньги относятся к родовым, заменимым и делимым вещам", од-нако, "в отличие от обычных вещей такого рода, отмеченные свойства денег определяются не естественными свойствами и количеством опре-деленных купюр, а выраженной в них денежной суммой" . Юридиче-ский статус денежных средств и складывающиеся в связи с ними право-вые отношения уже были объектом ряда специальных исследований , а потому во избежание повторений и сообразно целям настоящего исследо-вания ограничимся лишь несколькими показательными цитатами. Так, Л. А. Лунц отмечал, что, "будучи родовыми вещами, деньги … определяются в гражданском обороте не по своим физическим свойствам, а исключи-тельно по числовому отношению к определенной абстрактной единице… Поэтому специфической особенностью, отличающей денежный знак от всех других "родовых" предметов, является их "циркуляторная" функция: способность служить всеобщим орудием обращения …" . "При исчезно-вении из обращения одних денежных знаков они заменяются другими, выраженными в той же или новой счетной единице… Таким образом, все прежние, настоящие и будущие денежные знаки объединены отноше-нием каждого из них к данной счетной единице" .
Заключение:
Все сказанное относительно индивидуально-определенных и родо-вых вещей позволяет подвести краткий промежуточный итог и сделать следующие выводы.
В основе гражданско-правового деления вещей на индивидуальные и родовые лежит степень определенности вещей самими участниками гражданского оборота или, как писал О. А. Красавчиков, признак инди-видуализированности . Исходя из своих намерений, участники правоот-ношения вольны избрать и зафиксировать в договоре способы индиви-дуализации предмета для придания ему индивидуально-определенного статуса или указать только его родовые признаки.
Отмечая это, в то же самое время нельзя не отметить другое: сво-бода в придании вещи индивидуального или родового статуса возможна постольку, поскольку она не противоречит индивидуальной или родовой природе конкретного правоотношения (например, по договору займа, как известно, может передаваться только родовое имущество, при купле-продаже недвижимости - только индивидуально-определенная вещь, тогда как по договору купли-продажи движимости - как индивидуально-определенные, так и родовые вещи).
Как правило, имущественный род основывается на классификациях и типизациях, разработанных и принятых в других областях знаний (в частности, в производственно-технической, технологической, физической, химической, биологической и иных специально-научных сферах), и со-ответствует им. Известно, что классификация представляет собой систему соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо от-расли знания, составленную на основе учета общих признаков объекта и закономерных связей между ними, которая имеет большое информаци-онное значение, позволяя ориентироваться в многообразии объектов и являясь источником знаний о них.