Введение:
Актуальность дипломной работы заключается в том, что налоги являются основой существования любого демократического государства. Обязанность каждого платить законно установ¬ленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации.
С принятием первой части Налогового кодекса Российской Феде¬рации в российском налоговом праве появился новый правовой институт «налоговая тайна», основным назначением кото¬рого является защита прав и законных интересов налогоплательщи¬ков и иных лиц, обязанных в силу Налогового Кодекса РФ предоставлять налоговым и иным государственным органам о себе информацию, необходимую для контроля за правильностью, своевременностью и полнотой уплаты налогов. Действующее законодательство о налогах и сборах предоставляет финансовым, налоговым, таможенным ор¬ганам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции достаточно широкие воз¬можности для получения информации, имеющей значе¬ние для налогообложения. Это вполне оправдано, так как эффективное ад¬министрирование и правоохрана в сфере налогообложе¬ния невозможны без должного информационного обес¬печения. Однако праву указанных государственных ор¬ганов на получение, накопление и использование такой информации противопоставлено право налогоплательщи¬ков, плательщиков сборов и налоговых агентов требо¬вать ее сохранения. Дело в том, что налоговозначимая информация включает в себя самые различные сведе¬ния об организациях и индивидуальных предпринимате¬лях.
Глава 2:
По общему правилу, установленному ст. 10, 12 Федерального закона № 24-ФЗ, государственные информаци¬онные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Пользователи — граждане, органы государственной вла¬сти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсами не обязаны обосновывать перед владельцами этих ре¬сурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию.
Ранее констатировалось, что информация, защищае¬мая в режиме налоговой тайны, является одной из разно¬видностей конфиденциальной экономической информа¬ции. Следовательно, доступ к ней должен быть ограни¬чен. Такое ограничение составляет основу правового ре¬жима ее защиты. В этой связи необходимо установить правовое значение термина «режим».
Основываясь на этимологическом толковании слова «режим», предлагается понимать его, как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей .
В юридической литературе правовой режим опреде¬ляется и как социальный режим некоторого объекта, за¬крепленный правовыми нормами и обеспеченный сово¬купностью юридических средств, и как порядок ре¬гулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодей¬ствующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направлен¬ность регулирования. Имеется также утверждение, что правовой режим — это совокупность следующих элемен¬тов: права, обязанности и ответственность; система мер, которая используется для достижения поставленных це¬лей; система правового воздействия, состоящая в специ¬фике приемов регулирования и его механизма. Наконец, правой режим рассматривается как порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании правовых средств и создающий желаемое соци¬альное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъекта права.
Следует также принять во внимание отраслевую принадлежность правовых режимов. В одной из своих работ Д. Н. Бахрах отмечает, что «правовой режим от¬расли права представляет собой совокупность юридиче¬ских средств регулирования — отраслевой юридический инструментарий, — опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли».
Заключение:
С принятием первой части Налогового кодекса Российской Феде¬рации в российском налоговом праве появился новый правовой институт «налоговая тайна», основным назначением кото¬рого является защита прав и законных интересов налогоплательщи¬ков и иных лиц, обязанных в силу Налогового Кодекса РФ предоставлять налоговым и иным государственным органам о себе информацию, необходимую для контроля за правильностью, своевременностью и полнотой уплаты налогов. Понятие налоговой тайны введено Налоговым кодексом РФ.
В первой главе данной дипломной работы рассмотрены: понятие и виды тайны в налоговом праве, содержание института тайны в налоговом праве, содержание налоговой тайны и её источники.
Во второй главе рассмотрены: понятие защиты (охраны) тайны в налоговом праве, формы защиты (охраны) тайны в налоговом праве, ответственность за нарушение доступа к конфиденциальной налоговой информации.
Существенным недостатком в «налоговой тайне» является также отсутствие в НК РФ законодательного определения таких базовых понятий, как «разгла¬шение», «использование», «утрата» налоговой тайны. Определение этих понятий в законе необходимо не только для эффективной за¬щиты прав налогоплательщиков, но и для установления содержания соответствующей обязанности обязанных лиц, которые в случае не¬правомерных разглашения, использования и утраты налоговой тай¬ны подлежат привлечению к ответственности. На том же основании крайне важно разграничить в НК РФ правомерное и неправомерное разглашение и использование налоговой тайны.