Введение:
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социаль-ной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное стра-хование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов обществен-ной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудо-способных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов об-щества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на об-щественные процессы, государство во многих странах создает системы обяза-тельного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспече-ние надежной социальной защиты населения страны.
Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхо-вание.
В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отно-шения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, об-щество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального стра-хования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важ-ным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских социологов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме.
В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций.
Глава 3:
Администрирование страховых взносов осуществляют налоговые органы, исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществля-ется через органы Федерального казначейства. Учет поступивших платежей в разрезе каждой организации органы Пенсионного фонда до 2005 года осущест-вляли на основе данных налоговых органов и реестров платежей органов Феде-рального казначейства. Отсутствие таких реестров (их представление с 2005 го-да в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2004 г. № 183-ФЗ «О внесе-нии изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства» перестало быть обязатель-ным) при сохранении администрирования страховых взносов налоговыми орга-нами может привести к невозможности учета реально поступивших платежей и возврату к учету платежей начисленных, как это было до 2002 года.
Такой путь развития ситуации решает проблему задолженности как фак-тора ущемления пенсионных прав трудящихся, но еще больше дестабилизирует финансовую систему обязательного пенсионного страхования.
Определенные резервы есть в совершенствовании механизма взыскания просроченной задолженности по страховым взносам. В настоящее время эту задолженность взыскивают в судебном порядке органы Пенсионного фонда. Более эффективной, на наш взгляд, была бы передача налоговым органам функции взыскания просроченной задолженности по страховым взносам в по-рядке таком же, как взыскивается задолженность по единому социальному на-логу (в бесспорном порядке).
Рост просроченной задолженности по единому социальному налогу уменьшает финансовую базу государственных внебюджетных фондов, но не изменяет прав граждан на возмещение по обязательному социальному страхо-ванию.
Возмещение по обязательному социальному страхованию (в узком смыс-ле), в том числе выплата пособий по временной нетрудоспособности, осущест-вляется работодателем в счет начисленных сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в Фонд социального страхования Российской Федера-ции. В случае превышения произведенных расходов над суммой начисленной доли единого социального налога перерасход средств работодателем-страхователем возмещается Фондом социального страхования Российской Фе-дерации.
Заключение:
В мировой практике сложились и являются выверенными следующие ос-новные формы (институты социальной защиты населения): социальное страхо-вание (с публично-правовым статусом); социальная помощь, оказываемая госу-дарством и муниципалитетами; частная страховая инициатива; социальные ус-луги, оказываемые предприятиями.
Страховые доктрины защиты имущественных и социальных прав челове-ка: теория распределения и возмещения вреда А.Вагнера, теория эвентуальной потребности Гоби. Социально-философские доктрины солидарности, субсиди-арности и доверия: теория основ устройства федеративного государства и его взаимодействия с гражданским обществом Кеттелера, теория взаимосвязанно-сти и взаимной ответственности индивида и общества О.Конта, Л.Дюги, Л.Буржуа, Э.Дюркгейма. Доктрины и концепции Международной организации труда.
Базовые принципы и международные стандарты в области социального страхования определяются МОТ. В круг важнейших целей социального обеспе-чения, и в частности социального страхования, МОТ относит: гарантированную и адекватную замену утраченного дохода, реализацию права на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свобо-ды и достоинства, экономическую устойчивость и равные возможности; гаран-тированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания; нали-чие гарантированных основных финансовых ресурсов.
При общественном устройстве с развитыми формами рыночной экономи-ки социальное страхование формируется на следующих принципах: самоответ-ственность людей наемного труда, их рабо¬тодателей, других категорий трудо-занятого населения за финан¬совое обеспечение приемлемого уровня социаль-ной защиты; солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателя-ми наименее защищенных работников и их семей (здоровый платит за, больно-го, работники с более высокими доходами оказывают солидарную помощь ра-ботникам с низ¬кими доходами); оптимальная поддержка (принцип субсидиар-ности), которая определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фик¬сирует ее. размер
Мировой, более чем столетний/опыт свидетельствует; что защита от кон-кретных видов социального риска наиболее эф¬фективно может быть организо-вана в рамках отдельных на¬правлений (секторов) социального страхования: пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца); ме-дицинское страхование (оплата медицинской по¬мощи), включая оплату вре-менной нетрудоспособности; страхование от несчастных случаев на производ-стве (производственный травматизм, профессиональные заболева¬ния, пенсии иждивенцам погибших на производстве); страхование в связи с безработицей (пособия по без¬работице, переобучение и трудоустройство).