Введение:
Изучение основных организационно-экономических вопросов деятельно-сти отделения Фонда социального страхования по Удмуртской Республике яв-ляется проблемой данного исследования, которая и определяет актуальность темы дипломной работы.
Теоретической и методологической основой работы явились современные теоретические разработки отечественных и иностранных ученых по вопросам развития социального страхования (Ветрова Н.М., Гришин В.В., Когаловская Э.Т., Кричагин В.И., Миронов А.А., Решетников А.В., Семенов В.И., Таранов A.M., Чейда А.А., Шейман И.М., Delmo L.K., Enthoven A., Glaser W., Robinson M.).
Быстро развивающиеся рыночные отношения в России принесли с собой изменения в структуре промышленных отраслей, номенклатуре выпускаемой продукции, ломке многолетних хозяйственных связей. Такие изменения не обошли и социальную сферу. Дифференциация доходов населения повлекла за собой расслоение общества в зависимости от получаемых доходов, что привело к социальной нестабильности. Государство должно было найти меры, способствующие сглаживанию сложившихся противоречий, укреплено соци-альной защиты населения.
Важнейшим механизмом обеспечения социальных гарантий является со-циальное страхование. Еще в начале 1990-х годов в СССР было принято реше-ние о разделении единой системы государственного социального страхования на две независимые составляющие: систему пенсионного страхования и систе-му социального страхования в узком смысле.
В России в ходе начатых реформ были образованы относительно незави-симые «финансово-кредитные учреждения» системы социального страхования – государственные внебюджетные социальные фонды, средства которых обо-соблены от государственного бюджета. Их активная деятельность способство-вала смягчению социальных последствий в первые годы реформ.
В 90-х годах ХХ столетия созданы новые государственные формы соци-альных институтов Пенсионный фонд России, Государственный фонд занято-сти населения, Фонд обязательного медицинского страхования. Существенные преобразования коснулись и Фонда социального страхования. В связи с этим возникли практические вопросы постановки бухгалтерского учета и от-четности во вновь созданном Фонде социального страхования. К ним, прежде всего можно отнести учет доходов и расходов.
Целью дипломной работы является исследование специфики деятельно-сти Фонда социального страхования на примере Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике.
В соответствии с намеченной целью в дипломной работе поставлены и ре-шены следующие задачи:
исследована отечественная система социального страхования;
рассмотрена деятельность Фонда социального страхования;
проведен анализ источников финансирования и использования средств в региональном отделении Фонда социального страхования РФ по Удмурт-ской республике;
проанализированы статьи расходов регионального отделения за отдель-ные периоды;
обозначены основные проблемы формирования доходной части бюджета Фонда и использования средств Фонда;
выявлены перспективы развития Фонда социального страхования.
Глава 3:
Средства Фонда образуются за счет:
страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организа-ций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному со-циальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Поме-щение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на дру-гих атомных объектах гражданского или военного назначения и их послед-ствий, а также в других установленных законом случаях;
прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату по-собий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уп-лаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные стра-хователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в резуль-тате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
С 1 января 2001 года взносы в государственные социальные внебюджет-ные фонды уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), поря-док исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса РФ. Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тари-фом, установленным федеральным законом. Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ для работодателей-организаций и граждан, ис-пользующих труд наемных работников в личном хозяйстве, установлен в раз-мере 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основа-ниям. - Федеральный закон от 21.12.1995 N 207-ФЗ.
Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется инструкцией. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основа-ниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Заключение:
Как показало проведенное исследование, Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Прави-тельстве Российской Федерации. Основными задачами, которого являются обеспечение гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, бе-ременности и родам, при рождении ребенка, пособий на погребение, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
Средства Фонда социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами. Во исполнение бюджетных по-сланий Президента РФ и программ социально-экономического развития РФ разработана Концепция развития бюджетного процесса, направленная на по-вышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Фе-дерации. Часть расходных статей бюджета регионального отделения форми-руется по представленным расчетным ведомостям страхователями, состоя-щими на учете.
Социальное страхование занимает важнейшее место в системе соци-альной защиты населения в обеспечении гарантированных государством прав граждан. Сегодняшнее состояние системы обязательного социального страхования устойчивое в части выполнения поставленных ею перед ней за-дачи. Важнейшим механизмом социальной защиты работающих является обя-зательное социальное страхование, средства которого направляются на обеспе-чение выплат гарантированных пособий в случаях нетрудоспособности граж-дан вследствие болезни, материнства, несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, оплата расходов на медицинскую помощь и в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации. Правильно говорят, что социальное страхование сопровождает человека всю жизнь – от рождения до смерти.
Сегодня в системе социального страхования накопилось достаточно про-блем, подрывающих финансовую устойчивость Фонда. Принятые в последние годы законы привели к резкому сокращению его доходной части, в то время как суммы гарантированных государственных выплат увеличиваются.
Испытывать реальные сложности Фонд начал с 01 января 2001 года, когда Правительство РФ заменило прямые отчисления от фонда оплаты труда в Фонд социального страхования РФ единым социальным налогом. Если раньше в Фонд отчислялось 5,4 процентов, то затем отчисления в Фонд были урезаны до 4 процентов, а фактически сложилось так, что на сегодняшний момент он со-ставляет 3,8 процентов. Это и привело к финансовым трудностям. Например, такая статья расходов как санаторно -курортное лечение трудящихся. Сегодня за счет социального страхования могут оплачиваться только путевки на доле-чивание непосредственно после стационарного лечения по ряду заболеваний.
Но на финансовую устойчивость Фонда влияют и другие факторы, крою-щиеся в недоработке и противоречиях нормативной базы. Исполнительные ор-ганы Фонда все чаще сталкиваются с таким явлением, как иждивенчество, ко-торое в последнее время становится все более массовым, порождая судебные иски и «громкие дела». Это касается неоправданно больших выплат по бере-менности и родам женщинам, принятым на поздних сроках беременности и ко-торым установлен заведомо ложный должностной оклад. Некоторые организа-ции создаются с целью получения прибыли за счет средств социального стра-хования.