Введение:
Современное рыночное общество невозможно себе представить без стра-хования как особого вида экономических отношений. Существует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отно-шений и уровнем развития страхования. В странах, являющихся мировыми ли-дерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, евро-пейские государства и другие), страхование является одной из наиболее ста-бильных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства.
Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование, прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отли-чающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизо-ванной, командно-административной системы.
Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного произ-водства. Рисковый характер общественного производства, порождает отноше-ния между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по без-условному возмещению нанесенного ущерба.
Однако предприятия и организации различных форм собственности, вы-ступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные по-ставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).
Именно поэтому государственная политика в области страхования, и в частности налогообложение результатов деятельности страховых организаций должно иметь стимулирующее воздействие на данный сегмент экономики.
Многовековой опыт и история страхования убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные про-блемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих усло-вий. Одной из таких проблем является несовершенство действующего налого-вого законодательства.
Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная госу-дарственная поддержка, в том числе в части налогообложения, и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономи-ки, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту.
Глава 3:
Анализируя отчет о прибылях и убытках можно отметить, что за иссле-дуемый период страховая компания сократила сумму страховых премии или взносов на 58’695 тыс. рублей с 328’157 тыс. рублей в 2002 году до 269’462 тыс. рублей в 2003 году. Данное обстоятельство безусловно свидетельствует о недостаточно высокой эффективности страховой деятельности исследуемой компании в 2003 году.
Что касается формирования налогооблагаемой базы, то здесь необходимо отметить, что произошло снижение расходов по ведению страховых операций - нетто перестрахование, которые увеличились за исследуемый период на 5’842 тыс. рублей с 18’105 тыс. рублей в 2002 году до 23’947 тыс. рублей. Данное об-стоятельство с одной стороны способствует уменьшению налогооблагаемой база ЗАСО, но в то же время свидетельствует о росте затрат на осуществление страховой деятельности, что является не эффективным.
Анализируя формирование налогооблагаемой базы, особое место следует уделить доходам от инвестиций, так именно данный инструмент является ры-ночно и социально необходим для подержания экономической системы госу-дарства. В нашем же случае за исследуемый период доходы по инвестициям существенно выросли, так их прирост составил 126’708 тыс. рублей, что, без-условно, является важнейшим показателем эффективности управления страхо-вым портфелем ЗАСО и дополнительной гарантией надежности данной стра-ховой компании. Но в тоже время вызывает опасение значительный скачок расходов по обслуживанию инвестиций. Что является дестабилизирующим фактором, но с другой стороны позволяет минимизировать налогооблагаемую базу данной страховой компании.
В целом за исследуемый период по сравнению с прошлым годом при-быль до налогообложения практически не изменилась - ее увеличение соста-вило 26 тыс. рублей и в итог прибыль до налогообложения составила 12’412 тыс. рублей.
С данной суммы прибыли государством был удержан налог на прибыль в размер 5878 тыс. рублей, что на 727 тыс. рублей больше чем в предыдущем году. В связи с этим необходимо отметить, что наблюдается неадекватный уве-личению прибыли прирост суммы налога, что объясняется недостаточной эф-фективностью управления процессами формирования налогооблагаемой базы данной страховой компании.
И в результате чего несмотря на прирост прибыли до налогообложения, чистая прибыль страховой компании снизилась на 753 тыс. рублей и составила 6’534 тыс. рублей.
Вывод: Важно отметить, что в последний год наблюдается снижение эф-фективности управления процессом налогообложения ЗАСО. Данный факт яв-ляется сигналом для руководства страховой организации, и особенно для от-ветственных за данное направление сотрудников организации. Так как данное обстоятельство существенно снижает экономическую мобильность и эффек-тивность деятельности страховой организации.
Заключение:
Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что по-требность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.
Не составляют особого секрета как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства рос-сийской экономики.
К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы стра-хования, за счет резервов, можно отнести такие как:
- низкая финансовая устойчивость страховщиков;
- низкий уровень профессионализма и страховой культуры;
- внутрисистемная разобщенность.
Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно назвать следующие:
- экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.)
- несовершенство налогового законодательства;
- юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.).
В итоге, не было бы зазорным рекомендовать использование опыта ино-странных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки и налоговых льгот.
Однако основной проблемой в деятельности страховых компании остает-ся недоработанность существующего налогового законодательства, даже всту-пивший в действие новый Налоговый кодекс не смог до конца прояснить си-туацию на все стороны формирования налогооблагаемой базы страховой ком-пании.
Современное состояние экономики, характеризующиеся развитием ры-ночной системы, требует от страховой организации разработки квалифициро-ванной налоговой политики, а также эффективного плана хозяйственно-экономической, инновационной и финансовой деятельности.
Формирование общей стратегии налогового развития и функционирова-ния страховой организации невозможно учета факторов, влияющих на состав, структуру, условия и объем налоговых платежей. Поэтому необходимо четкое определение круга данных факторов, оказывающих наибольшее влияние на деятельность страховой организации, и их количественная и качественная оценка, что позволит хозяйствующим субъектам своевременно реагировать на изменения рыночной ситуации, осуществлять оперативные действия и благо-даря этому постоянно повышать эффективность своей деятельности.
Проведенное исследование показывает, что страховая организация испы-тывают определенные трудности, связанные с невозможностью эффективно и достаточно полно оценить и проконтролировать налоговую составляющие сво-ей деятельности.
Одной из важнейших проблем исследуемой страховой организации явля-ется отсутствие определенной методики, которая позволяла бы дать оценку тенденциям, складывающимся за конкретный период ее деятельности, выявить слабые и сильные стороны собственной налоговой политики, выработать на-логовую стратегию стратегии и увязать ее в единое целое с системой стратеги-ческих интересов страховой организации.