Введение:
Актуальность исследования. В любой развитой стране от состояния страхового рынка зависят практически все сферы деловой активности. Ведь страхование во всем мире является не только гарантом стабильности бизнеса, но и стимулом его скорейшего развития.
Одной из отличительных особенностей российской экономики сегодняш-него дня является становление и бурное развитие страхового рынка. В результа-те осуществления рыночных реформ роль государства в этой области сущест-венно сократились, ограничиваясь реализацией социальной защиты определен-ных категорий населения и областью рисков, которые по тем или иным причи-нам не могут являться объектами коммерческого страхования.
Тем самым, задача защиты от рисков в значительной степени переклады-вается на плечи предприятий, организаций и граждан. В связи с этим появляют-ся различные методы управления риском, и повышается роль страхования как основного метода снижения степени риска. Это создает предпосылки для разви-тия коммерческого страхования - особого вида предпринимательской деятель-ности, сущность которого заключается в предоставлении страховой защиты.
Снижение величины риска осуществляется через финансовые методы: ди-версификацию, лимитирование, самострахование, страхование и др. В совокуп-ности они образуют единый финансовый механизм, который называется «риск-менеджмент».
Страховые компании, действующие на современном рынке, в полной мере испытывают на себе все трудности выживания и развития в конкурентной ры-ночной среде. В этих условиях особое значение приобретают вопросы финансо-вой стратегии и планирования страховой организации, управления финансовы-ми ресурсами.
Страховая деятельность отмечается своеобразием, которое обусловлено характером услуги, предлагаемой страховой организацией. Это своеобразие на-ходит отражение в особом механизме управления финансовыми ресурсами страховщика.
Практика показывает, что недостаточное внимание современных стра-ховщиков к вопросам управления финансовыми ресурсами в условиях наличия предпринимательского риска ведет к отрицательным последствиям для самой компании и ее клиентов. В этой связи, изучение процесса управления финансо-выми ресурсами и разработка методов финансового анализа страховой органи-зации представляет не только теоретический, но и практический интерес.
Глава 3:
Развитие рынка страховых услуг должно основываться на принятии реше-ний, предусматривающих, прежде всего, повышение качества функционирова-ния национальной страховой системы при конкуренции со страховщиками , ка-питал которых сформирован с участием иностранных инвесторов . Процесс ли-берализации рынка страховых услуг в средне срочной перспективе должен осно-вываться на том, что страхование является важнейшим инструментом формиро-вания долгосрочных наиболее важных для развития российской экономики внутренних инвестиционных ресурсов .
Решение о характере и условиях доступа иностранных страховых компаний на российский рынок, принимаемые в ходе переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации, будут иметь стратегическое значение, а также учитывать темпы роста российской экономики и развитие страхования.
Основополагающим принципом интеграции России с международными фи-нансовыми и торговыми организациями является поэтапная либерализация рын-ка страховых услуг в соответствии с приоритетами и уровнем развития отдель-ных секторов этого рынка.
В этих целях, прежде всего, необходимо обеспечить :
формирование адекватной международным требованиям нормативной правовой базы;
приведение положений бухгалтерского учёта и отчётности в соответст-вие с международными стандартами;
финансовая устойчивость компаний, работающих на национальном рын-ке страховых услуг;
создание инфраструктуры рынка страховых услуг по обслуживанию страхователей, застрахованных и иных заинтересованных лиц , включая защиту их прав;
создание благоприятных макроэкономических условий характеризую-щихся невысоким относительно стабильным уровнем инфляции , снижение уровня экономической преступности.
По мере формирования условий для развития рынка страховых услуг , ис-пользования рыночных механизмов страхования в пенсионной реформе и вне-дрения системы гарантий при осуществлении пенсионного страхования и стра-хования жизни будут приниматься решения о целесообразности допуска страхо-вых компаний с участием иностранного капитала к осуществлению страхования жизни и добровольного пенсионного страхования.
Заключение:
На основании проведенного анализа работы страховой компании можно сделать следующие выводы. Большая работа для финансового оздоровления проведена СК «Ренессанс» за 2004 - 2006 годы. Цели финансового оздоровления страховой компании – вывести «Ренессанс» на лидирующие позиции на отечест-венном страховом рынке. Система требовала огромных инвестиций. Проблема усугублялась тем, что на протяжении десяти предыдущих лет никаких инвести-ций не делалось: у государства как собственника попросту не находилось таких огромных денег, да и страховой рынок не представлял интереса в качестве объ-екта инвестиций. Новые менеджеры приняли решение менять систему управле-ния бизнесом полностью, так как реструктуризация одного или нескольких бло-ков вряд ли позволила бы вывести компанию из предкризисного состояния. Во-первых, в СК «Ренессанс» – абсолютно розничной по своей конфигурации орга-низации – полностью отсутствовало такое понятие, как «продажи». Во-вторых, в компании отсутствовали единые стандарты и технологии работы. В-третьих, в изменении нуждалась кадровая система. Здесь работали в основном люди «со-ветской закалки», средний возраст страховых агентов превышал 50 лет. При этом «Ренессанс» традиционно служил кузницей кадров для других страховщи-ков: текучесть составляла более 25%, что также влекло за собой потерю клиен-тов. Еще один блок проблем – отсутствие централизованного маркетинга: каж-дая регион принимала решения самостоятельно. А такого понятия, как PR, во-обще не существовало. Не существовало и единого фирменного стиля оформле-ния офисов компании. Необходимо было менять и продуктовый ряд компании. А точнее, саму идеологию тех продуктовых предложений, с которыми фирма вы-ходит на рынок. Разработка страховых услуг осуществлялась фрагментировано, клиентам предлагалось страховаться по лицензированным правилам, а не приоб-ретать удобные и отвечающие их потребностям страховые продукты. Не было ни централизованного учета, ни единой информационной системы, отсутствова-ли стандарты корпоративных коммуникаций. Между структурными низовыми подразделениями наблюдался серьезный разрыв коммуникаций. Решения и ме-тодические указания, принятые в центральном офисе, не доходили до рядовых сотрудников. Региональные отделения не представляли, что происходит в голов-ной компании, какие продукты нужно продавать и как. Не было практики по об-мену лучшим опытом. Существовала реальная опасность потери компанией кон-курентоспособности и превращения ее в рядового страхового брокера. Кроме то-го, в разваленной системе невозможно было осуществлять государственную компенсационную программу выплат по дореформенным вкладам (в 2002 году «Ренессанс» был назначен уполномоченным агентом правительства России по погашению внутреннего долга государства перед населением). К сентябрю 2003 года менеджеры СК «Ренессанс» совместно с консультантами из McKinsey раз-работали программу развития компании на следующие четыре года. Среди пер-воочередных задач были восстановление ее управляемости и реструктурирова-ние филиальной сети СК «Ренессанс». Функции по стратегическому планирова-нию, контролю и экспертной поддержке всех региональных подразделений были возложены на специально созданную управляющую компанию «Ренессанс». Ре-структуризация компании – это правильный, своевременный шаг. Когда главные проблемы решаются на уровне региональных центров, компания становится бо-лее управляемой. Была разработана и введена новая система мотивации, привя-занная к финансовому результату. Одновременно в компании внедрялась новая многоуровневая система обучения и переподготовки кадров. Параллельно спе-циалисты компании приступили к изменению продуктового ряда. Было решено на основе утверждаемых в