Введение:
Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являются внебюджетные фонды государства, - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Анализ деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей, что обусловлено постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.
Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, что определяет их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.
Глава 2:
При отнесении выплат к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по при¬были, следует руководствоваться положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Также со стоимости путевки, приобретенной за счет средств государственного социального страхования, организация не начисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Это обусловлено тем, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декаб¬ря 2001 п № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном стра¬ховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 «Единый социаль¬ный налог» НК РФ.
Например.
1. В мае 2002 г. 000 «Мир» приобрело за счет средств государственного социального страхования для сот¬рудника Иванова санаторную путевку на 24 дня сто¬имостью 7000 руб. Отделением ФСС РФ в 2002г. предусмотрено страхователю ассигнований на эти цели 20 000 руб. ,
В бухгалтерском учете 000 «Мир» вышеуказанная операция будет отражена следующим образом. Д-т сч. 76 К-т 51 — 7000 руб. — перечислены санаторно-ку¬рортному учреждению денежные средства за путевку Д-т сч, 50 К-т сч. 76 — 7000 руб. — путевка поступила в ор¬ганизацию
Д-т сч. 73 К-т сч. 50 — 7000 руб. — путевка выдана Иванову Д-т сч. 69 К-т сч. 73 — 7000 руб. (7000 руб. < (420 руб. х 24 дн.) — стоимость путевки отнесена на расчеты с Фон¬дом социального страхования в пределах норм и ассигно¬ваний, выделенных организации.
2. В июне 2002 г. отделение Фонда социального страхо¬вания РФ выделило для сотрудника ООО «Мир» Пет¬рова путевку в загородный стационарный детский оз¬доровительный лагерь общей стоимостью 4000 руб. с условием, что отделение ФСС РФ оказывает помощь в оплате стоимости путевки в размере 50 процентов, а оставшуюся часть оплатит сотрудник.
В бухгалтерском учете 000 «Мир» вышеуказанная операция будет отражена следующим образом. Д-т сч. 006 — 4000 руб. — получена путевка от отделения ФСС РФ
К-т сч. 006 — 400 руб. — выдана путевка Петрову Д-т сч. 73 К-т сч. 69 — 2000 руб. (4000 руб. х 50%) — отра¬жена задолженность Петрова перед ФСС РФ Д-т сч. 50 К-т сч. 73 — 2000 руб. — поступили в кассу день¬ги Петрова за путевку.
Таким образом одним из важнейших профилактических аспектов системы социального страхования является обеспечение трудящихся и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение.
Заключение:
Формирование системы обязательного социального страхования - задача национального масштаба. Предстоит найти правовые формы, организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов социального страхования солидарной ответственности страхователей и застрахованных для обеспечение социальных гарантий защиты застрахованных; личной ответственности работающих за формирование их прав как застрахованных (продолжительный страховой стаж, сохранение своего здоровья и т.д.), ответственность государства за состояние страхового поля социального страхования, за соблюдение социальных гарантий прав работающих.
Законодательное воплощение этих принципов требует решения ряда крупных задач формирования собственного правового поля социального страхования, не позволяющего ему смешиваться с личным страхованием с одной стороны и социальной помощи с другой, формирование механизмов равного участия представителей всех субъектов обязательного социального страхования в процессе управления, определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий.
Социальное страхование может быть заметным и постоянно растущим источником инвестиций в экономику. Этому способствует введение накопительной составляющей в рамках ОГСС, развитие негосударственных форм социального страхования. Объем инвестиций не государственных пенсионных фондов в экономику в 2000 году превысил 17 млрд. рублей. Осознание необходимости развития негосударственных форм социального страхования все в большей мере происходит в научных кругах, законодательных и представительных ветвях власти, как в центре, так и на местах. Новый закон “О бюджете фондов соцстраха” превратил ФСС в контролирующий ор¬ган, который отныне должен следить за расходованием средств, идущих на лечение сотрудников той или иной ор¬ганизации. ФСС перестал са¬мостоятельно закупать путев¬ки у здравниц, а забота об от¬дыхе своих сотрудников те¬перь легла на сами предприя¬тия или организации.Помимо этого закон, который предусматривал снижение став¬ки единого социального налога, был принят в рамках правитель¬ственной концепции либерали¬зации экономики. Уменьшение социального налога должно бы¬ла сократить нагрузку на фонд оплаты труда, что, в свою оче¬редь, по мысли правительства способствовало бы отмиранию серых и черных зарплатных схем и помогло бы предпринимате¬лям легализовать зарплаты сво¬их работников.