Введение:
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве России является деятельность по соци-альной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.
Государство как основной субъект социальной работы, системы соци-альной защиты населения осуществляет управ¬ляющее воздействие на эконо-мику социальной сферы посред¬ством финансовой политики. К финансовым регуляторам относятся процессы распреде¬ления и перераспределения финан-совых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования. Финансовая система социальной сферы сложна и имеет разветвленную структуру. Поня-тие “финансы” означает “денежные средства”, охва¬тывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Очевидно, что финансы в социальной работе - важнейшая со-ставная часть всей финансовой системы государства. Это система предос¬тавления, организации и расходования средств в социальной сфере.
В советский период подавляющая часть социальных расходов осущест-влялась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру сущест-вовавшей системы оплаты труда и социального обеспечения. С началом эко-номических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинско-го и иных видов социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного государственного страхования.
В настоящее время в государственные социальные внебюджетные фон-ды входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Феде-ральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхова-ния. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших соци-альных гарантий – государственного пенсионного обеспечения граж-дан, поддержки в сфере занятости, в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, оказания бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного обслуживания и других.
Именно через систему социальных внебюджетных фондов осуществля-ется финансирование почти половины всех социальных расходов консолиди-рованного бюджета России, что составляет около 9,5% ВВП, и более 85% всех социальных выплат населению (около 8% ВВП). Платежи во внебюд-жетные фонды составляют чуть менее четверти всех налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации (около 8% ВВП).
Однако развитие социальной сферы в России сталкивается с рядом весьма масштабных трудностей, среди которых следует отметить, во-первых, ограниченность имеющихся в стране ресурсов и, во-вторых, многочислен-ность контингентов населения, требующих социальной защиты. Так, к сере-дине 2004 г. размер социальных обязательств государства составлял 2,8 трлн. руб., тогда как реальные возможности страны обеспечивали их покрытие только на сумму 500 млрд. руб. В начале века в стране насчитывалось 40 млн. пенсионеров, более 7 млн. инвалидов, 4,5 млн. страдающих психиче-скими заболеваниями и почти 1 млн. неполных семей.
Таким образом, повышение эффективности социальной политики Рос-сии должно быть основано на новых подходах к решению имеющихся про-блем, в том числе, и в проблемах функционирования внебюджетных соци-альных фондов.
Целью данной дипломной работы является выявление проблем фор-мирования и использования внебюджетных фондов с определением основ-ных направлений совершенствования их деятельности.
Объектом практического анализа является система региональных отде-лений внебюджетных фондов Ханты-Мансийского автономного округа.
Практическое значение данного исследования заключается в особой значимости социальной поддержки населения региона, поскольку Ханты-Мансийский автономный округ - это нефь. Это большой, а по среднеевро-пейским меркам, огромный регион. Здесь живут люди, чьи интересы не ис-черпываются добычей углеводородного сырья и его переработкой. Соответ-ственно, разговор о социальных ориентирах региональной политики сегодня не менее актуален, чем обсуждение проблем геологоразведки и налоговой системы.
Глава 3:
Ежемесячная денежная выплата, установленная в соответствии с Зако-ном РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиа-ции вследствие катастрофы на ЧАЭС” выплачивается гражданам, подверг-шимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 01.01.2005 с учетом стоимости набора социальных услуг одновремен-но с ЕДВ. Порядок обращения за предоставлением набора социальных услуг устанавливается Правительством РФ. Плата за предоставление набора соци-альных услуг в соответствии с Законом “О государственной социальной по-мощи” не может превышать размера осуществляемой им ЕДВ.
В 2005 году для ветеранов труда РФ, ветеранов труда ХМАО, труже-ников тыла и реабилитированных лиц, а также граждан, пострадавших от по-литических репрессий, льготы будут сохранены и предоставляться в нату-ральной форме.
Правительством и Думой ХМАО в настоящий момент рассматривается проект закона о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки жителям автономного округа для всех выше перечисленных категорий граж-дан.
Что касается практики привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг, то наиболее ярким примером здесь могут слу-жить негосударственные пенсионные фонды.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - это особая некоммер-ческая организация социального обеспечения, специально созданная для пен-сионного обеспечения населения.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (ред. от 02.12.2004) .
В соответствии с законодательством негосударственные пенсионные фонды осуществляют как добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение, так и формируют накопительную часть трудовой пенсии (вы-ступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхова-нию).
В настоящее время в России действуют 284 негосударственных пенси-онных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и социального раз-вития Российской Федерации.
В соответствии с договорами о негосударственном пенсионном обес-печении, которые заключены предприятиями и отдельными гражданами, вкладчики перечисляют пенсионные взносы в пользу более, чем 5,3 млн. че-ловек. Свыше 425 тыс. человек (каждый сотый пенсионер в России) уже по-лучают негосударственную пенсию.
Заключение:
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в об-щегосударственном (территориальном) масштабе выступают государствен-ный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы - внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не-которых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.
К государственным социальным внебюджетным фондам РФ относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного ме-дицинского страхования. Порядок их формирования и использования регла-ментируется соответствующим законодательством.
Социальные внебюджетные фонды образовываются для разрешения социальных задач общества (например, финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т. д.).
Механизм формирования таких фондов регламентируется государст-вом в специальных законодательных актах путем установления: источников формирования средств фондов; круга плательщиков страховых взносов; та-рифа платежа; облагаемой базы; порядка уплаты и контроля за поступлением страховых взносов; получателя страховых взносов.
Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопре-деляются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе раз-вития.
Основным источником формирования доходов социальных внебюд-жетных фондов являются отчисления от единого социального налога, вве-денного с 1 января 2001 года. Он заменил страховые взносы в государствен-ные внебюджетные фонды. Введение ЕСН и его регрессивной шкалы пресле-довало цели увеличения уровня сбора средств для обеспечения финансовой стабильности внебюджетных социальных фондов, развития заинтересован-ности работодателей не скрывать действительные размеры заработной платы работников, упрощения процедур его администрирования и снижения на-грузки на фонд оплаты труда.