ВВЕДЕНИЕ
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве России является деятельность по соци-альной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.
Государство как основной субъект социальной работы, системы соци-альной защиты населения осуществляет управ¬ляющее воздействие на эконо-мику социальной сферы посред¬ством финансовой политики. К финансовым регуляторам относятся процессы распреде¬ления и перераспределения финан-совых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования. Финансовая система социальной сферы сложна и имеет разветвленную структуру. Поня-тие “финансы” означает “денежные средства”, охва¬тывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Очевидно, что финансы в социальной работе - важнейшая со-ставная часть всей финансовой системы государства. Это система предос¬тавления, организации и расходования средств в социальной сфере.
В советский период подавляющая часть социальных расходов осущест-влялась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру сущест-вовавшей системы оплаты труда и социального обеспечения. С началом эко-номических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинско-го и иных видов социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного государственного страхования.
В настоящее время в государственные социальные внебюджетные фон-ды входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Феде-ральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхова-ния. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших соци-альных гарантий – государственного пенсионного обеспечения граж-дан, поддержки в сфере занятости, в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, оказания бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного обслуживания и других.
Именно через систему социальных внебюджетных фондов осуществля-ется финансирование почти половины всех социальных расходов консолиди-рованного бюджета России, что составляет около 9,5% ВВП, и более 85% всех социальных выплат населению (около 8% ВВП). Платежи во внебюд-жетные фонды составляют чуть менее четверти всех налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации (около 8% ВВП).
Однако развитие социальной сферы в России сталкивается с рядом весьма масштабных трудностей, среди которых следует отметить, во-первых, ограниченность имеющихся в стране ресурсов и, во-вторых, многочислен-ность контингентов населения, требующих социальной защиты. Так, к сере-дине 2004 г. размер социальных обязательств государства составлял 2,8 трлн. руб., тогда как реальные возможности страны обеспечивали их покрытие только на сумму 500 млрд. руб. В начале века в стране насчитывалось 40 млн. пенсионеров, более 7 млн. инвалидов, 4,5 млн. страдающих психиче-скими заболеваниями и почти 1 млн. неполных семей.
Таким образом, повышение эффективности социальной политики Рос-сии должно быть основано на новых подходах к решению имеющихся про-блем, в том числе, и в проблемах функционирования внебюджетных соци-альных фондов.
Целью данной дипломной работы является выявление проблем фор-мирования и использования внебюджетных фондов с определением основ-ных направлений совершенствования их деятельности.
Объектом практического анализа является система региональных отде-лений внебюджетных фондов Ханты-Мансийского автономного округа.
Практическое значение данного исследования заключается в особой значимости социальной поддержки населения региона, поскольку Ханты-Мансийский автономный округ - это нефь. Это большой, а по среднеевро-пейским меркам, огромный регион. Здесь живут люди, чьи интересы не ис-черпываются добычей углеводородного сырья и его переработкой. Соответ-ственно, разговор о социальных ориентирах региональной политики сегодня не менее актуален, чем обсуждение проблем геологоразведки и налоговой системы.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) в рамках теоретического исследования:
a) Определение социально-экономической сущности внебюджетных фондов;
b) Классификация внебюджетных фондов и определение связи меж-ду ними;
c) B изучение правовой базы функциональной системы внебюджет-ных фондов;
2) В рамках практического анализа:
a) определение анализа состояния и направления использования средств ПФР
(на примере окружной ПФ Ханты-Мансийского автономного округа);
b) изучение функционирования и использования финансовых ре-сурсов ТФМС, отделения ФСС Ханты-Мансийского автономного округа);
c) выделение основных проблем формирования и использования внебюджетных фондов;
d) определение основных направлений совершенствования деятель-ности внебюджетных фондов.
Теоретической основой данного исследования стали учебные пособия и монографии специалистов, а также материалы СМИ и Интернет по данной теме. Кроме того, в работе использованы нормы и положения российского законодательства.
3.2. Возможность расширения рынка социальных услуг
Помимо решения вопросов по оптимизации источников формирования внебюджетных фондов, на повышение эффективности деятельности вне-бюджетных социальных фондов можно воздействовать и путем расширения рынка социальных услуг.
Выступая в Санкт-Петербурге на заседании президиума Госсовета, об-суждавшего проблемы пенсионеров, Президент РФ В.В.Путин отметил, что социальное законодательство и система финансирования социальной сферы нуждаются в серьезной корректировке. Простой финансовой накачкой сис-темы проблему не решить, поэтому необходимо создание полноценного рын-ка социальных услуг.
Возможности развития российской системы социального обслужива-ния и удовлетворение возрастающих потребностей в социальных услугах в настоящее время во многом определяются сложившимися экономическими и организационно-правовыми условиями.
В числе экономических условий следует отметить хронический недос-таток финансовых средств, в том числе и средств внебюджетных социальных фондов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. «Экономика и статистика».- М.: Финансы и статистика, 2000г., 315с
2. Бюджетный кодекс РФ (ред. от 23.12.2003 с изм. от 20.08.2004) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823
3. «Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с
4. Выбор невелик, да медлить не велит // Экономика и жизнь.- 1998.-№46.-С3.
5. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003, 303 с
6. Гатвинский А., Нечаева С. Развитие рынка социальных услуг. // Человеческие ресурсы, 2003, № 2
7. Гончаров В.С. “Формирование бюджетов государственных внебюджетных фондов и обеспечение гарантий в области обязательного пенсионного страхования, социального страхования и бесплатной медицинской помощи” / Материалы “круглого стола” Проблемы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год” (Совет Федерации Федерального Собрания РФ 19.10.2004). // Интернет-сайт Федерации независимых профсоюзов www.fnpr.ru
8. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. – Петрозаводск. Великие Луки. 2004. 115 с
9. Золотарева А. Совершенствование процедур разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета и проблемы статуса внебюджетных фондов в системе государственных финансов. - М.,: Б.и. 1999
10. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 14.11.1991, № 46, ст.1543
11. Конституция РФ (с изм. от 25.03.2004) // “Российская газета”, № 237, 25.12.1993
12. Колобаев О.М. Негосударственные пенсионные фонды и обязательное пенсионное страхование. Материалы сайта Министерства труда и социального развития РФ www.mintrud.ru
13. Мищенко О. «Слияние внебюджетных фондов: в проигрыше потребитель» // Экономика и жизнь, 1997, № 37
14.«Налоги: учебное пособие». Под ред. Н.П.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2000г., 544с
15. «Налоги и налогообложение». – Учебное пособие под ред. Н.И.Русановой. – М.: ЮНИТИ, 2000 г., 495 с
16. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации». Н.В.Миляков. Учебник. – М.: Книжный мир, 2000 г., 457 с
17. «Налоги и налогообложение». А.М.Юткина. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000 г., 429 с
18. Налоговый кодекс РФ (часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.1998 г. (в ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ, 03.08.98, № 31, ст.3824
19. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. (в ред. от 30.12.2004) // СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст.3340
20. Общая теория финансов: Учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л. П. Окунева и др.; Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 256 с.
21. Отчеты Управления МНС России по ХМАО. Материалы Интернет-сайта Управления МНС России по ХМАО www.86.nalog.ru
22. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.: Юнити-Дана, 2003, 550 с.
23. Поляк Г.Б. Финансы. – М.: Юнити-Дана, 2003, 607 с.
24. Постановление Правительства РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1 "О порядке финансирования обязательного страхования граждан" (в ред. от 24.03.2001) // Ведомости СНД и ВС РФ, 29.04.1993, № 17, ст.591
25. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации" (в ред. от 19.07.2002) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 21.02.1994, № 8, ст.599
26. Постановление Фонда социального страхования РФ от 15.07.1994 г. № 429-р “Об организации Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу” // Сайт Администрации Ханты-Мансийского автономного округа www.admhmao.ru
27. Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 13.11.2001 г. № 177 “Об организации регионального отделения ПФР в ХМАО” // Сайт Администрации Ханты-Мансийского автономного округа www.admhmao.ru
28. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г.) (в ред. от 05.08.2000) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, № 5, ст.180
29. Пешехонов Ю.В. «Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы» // Финансы, 1997, № 4
30. «Справочник финансиста предприятия» - 2-е издание, дополненное и переработанное. Под ред. Баранникова Н.П. М.: ИНФРА-М; 1999г., 559 с.
31. Смирнов С., Малеева Т. «Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования» // Человек и труд, 1997, № 5
32. Седова М.Л. Внебюджетные фонды – проблемы и перспективы. Материалы Интернет-сайта http://www.dinform.ru/Law/main.asp?k=105764&t=409
33. Указ Президента РФ от 29.06.98 № 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ, № 27, 06.07.1998, ст.3147
34. Федеральный закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 23.12.2003) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27, ст.920
35. Федеральный закон РФ от 14.11.2002 г. № 66-оз “О бюджете Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год ” (ред. 30.10.2002)
36. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 г. № 67-оз “О бюджете Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год ” (ред. 28.11.2003)
37. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 175-ФЗ
"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год" (с изменениями от 29 июня, 21 декабря 2004 г.)
38. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ
"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" (Принят Государственной Думой 17 декабря 2004 года, Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года)
39. Федеральный закон РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах" (ред. от 02.12.2004) // СЗ РФ, № 19, 11.05.1998, ст.2071
40. Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст.4832
41. Федеральный закон РФ от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ “О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ” // СЗ РФ, 26.07.2004, № 30, ст.3088
42. Финансовое право. Учебник. Под ред. Горбуновой О. – М.: Юристъ. 2002.
43. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с.
44.Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 1998 г.
45. Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 1993 г.
46. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832)
47. Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй налогового кодекса Российской Федерации, федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"