Дипломная по теме: Роль и значение внебюджетных фондов РФ в современных рыночных условиях

Название работы: Роль и значение внебюджетных фондов РФ в современных рыночных условиях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Страхование

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Роль внебюджетных социальных фондов в процессе расширенного воспроизводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.1 Понятие внебюджетных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2 История возникновения внебюджетных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . 10

1.3 Структура внебюджетных фондов в России и за рубежом . . . . . . . . 14

Глава 2. Источники формирования доходной части бюджетов внебюджетных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

22

2.1 Источники формирования средств внебюджетных фондов . . . . . . . 22

2.2 Единый социальный налог как основной источник формирования внебюджетных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

27

2.3 Практика уплаты страховых взносов за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Глава 3. Порядок исполнения бюджетов внебюджетных фондов . . . . 48

3.1 Анализ использования средств внебюджетных фондов . . . . . . . . . . 48

3.2 Проблемы реформирования пенсионной системы . . . . . . . . . . . . . . . 61

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87

Выдержка:

Введение:

Изменения, происходящие в Российской Федерации, характеризующие переход от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам управления страной, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований государства является реформирование внебюджетных фондов, затрагивающее интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Внебюджетные социальные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Решение об их образовании было принято в нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям. В условиях глубокого кризиса стремительно идет расслоение общества, падает жизненный уровень народа и особенно социально незащищенных его слоев. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов все чаще возникает необходимость их перераспределения. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств, благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов.

Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов. В частности, особую заботу вызывают социальные потребности, ибо всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.

Эту проблему в нашей стране решили, по примеру многих цивилизованных стран, созданием социальных фондов на федеральном уровне, определили им долю налогов. В настоящее время в Российской Федерации действуют: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они также позволяют разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

Глава 3:

Средства накопительного фонда могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств. Решение об инвестировании временно свободных средств должен принимать Инвестиционный комитет, который и определяет порядок размещения средств и структуру инвестиционного портфеля. Реализацию программ которую примет Инвестиционный комитет, осуществляет государственный брокер.

Ежеквартально необходим аудит накопительного фонда.

Надзор за деятельностью по размещению и расходованию денежных средств обязательного пенсионного страхования возложить Наблюдательному Совету Пенсионного фонда Российской Федерации, созданному из представителей Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания и общественных организаций, которые должны обладать широкими полномочиями по проверке активов пенсионной системы.

Вышеуказанная схема должна обеспечить прозрачность финансовых потоков в системе обязательного пенсионного страхования и сохранность пенсионных средств, для гарантирования выполнения обязательств по выплате пенсий .

Большие изменения необходимы и в области распределения средств Фонда социального страхования. Так, при распределении путевок работникам на предприятии многое зависит от организации и от степени близости человека к системе распределения этих путевок. Одному она может достаться за сто тысяч рублей, другому за пятьсот. Поэтому нужно переходить к системе выделения фиксированной дотации в рублях при покупке путевок. А дальше уже человек сам решает, покупать ему дешевую путевку, либо дорогую и доплачивать разницу самому из своего кармана. Это будет логично.

Нельзя ограничивать выплаты по больничным листам (при нормальных болезнях), а должны полностью компенсировать работнику потерянную им заработную плату .

Возможно, что это приведет к росту стабильности в обществе и укреплению социальных гарантий.

Основными задачами деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в ближайшие два года являются:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы системы ОМС:

- подготовка совершенствования проекта концепции совершенствования ОМС и закона о внесении изменений и дополнений в закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

- подготовка проекта закона «О тарифе страхового взноса на ОМС неработающего населения»;

- подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации по переходу к одноканальному финансированию через систему ОМС объемов помощи по программе государственных гарантий;

- подготовка проекта Правительства российской Федерации «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» на 2003 год;

Заключение:

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

С целью объединения и упрощения отчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001г. был введен единый социальный налог главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, в котором были консолидированы взносы в ПФ РФ, ФОМС и ФСС. ЕСН составил 35,6% от фонда оплаты труда, причем 28% - в Пенсионный фонд РФ; 4% - Фонд социального страхования; 3,6% - Фонд обязательного медицинского страхования.

В системе ЕСН также присутствуют и элементы накопительной пенсионной системы. А именно 14% подлежат выплате непосредственно сразу нынешним пенсионерам; 8-12% - взносы на страховую часть трудовой пенсии и 2-6% - для формирования накопительной части трудовой пенсии. Именно последнее вызывает большие споры среди специалистов, так как чрезвычайно трудно разместить такие деньги (около 1 млрд. долларов) с целью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной безопасности в условиях российской экономики.

В настоящее время пенсионная система нуждается в реформировании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, снизился до критического уровня, он не обеспечивается поступлением страховых платежей.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно исходить из того, что права граждан, приобретенные в рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.

Следует отметить что в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации программой пенсионной реформы предусматривается поэтапное ведение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий. В связи с этим можно сделать вывод, что успех преобразований во многом будет определяться качеством управления стратегическим пенсионным резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части трудовых пенсий.

Похожие работы на данную тему